Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.
судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-187/2021 (42RS0004-01-2021-000113-33) по иску Шалкова Владимира Павловича к Управлению социальной защиты населения Администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконным, обязании возобновить предоставление мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Шалкова Владимира Павловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шалков Владимир Павлович (далее по тексту - Шалков В.П, истец) обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки и обязании возобновить предоставление мер социальной поддержки. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. истцу присвоено звание "Ветеран труда" и выдано удостоверение, ДД.ММ.ГГГГ. истец уволен из органов внутренних дел в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по достижению предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, при этом выслуга лет в календарном исчислении составила 35 лет 3 месяца 6 дней, в льготном 43 года 10 месяцев 24 дня. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" N 4668-1 от 12 февраля 1993 г..истцу назначена пенсия за выслугу лет (43 года). По достижению возраста 60 лет, в ноябре 2018 года истец обратился в Управление социальной защиты населения Гурьевского муниципального округа с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в виде выплаты ежемесячной компенсации по оплате ЖКУ и ежемесячной денежной выплаты. Указанные выплаты истцу были назначены и ежемесячно перечислялись на его лицевой счет до ноября 2020 года включительно.
Однако, 25 декабря 2020 г..истец получил по почте уведомление N N от 9 декабря 2020 г..за подписью начальника Управления социальной защиты населения Г.И.В. о том, что с 1 декабря 2020 г..ему прекращено предоставление мер социальной поддержки "в связи с отсутствием права", так как в соответствии с Законом Кемеровской области от 20 декабря 2004 г..N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" ветеранам труда меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 4 настоящего закона, предоставляются после назначения страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (в редакции закона Кемеровской области от 18 декабря 2014 г..N 122-03). К уведомлению приложено решение N N от 1 декабря 2020 г.."О прекращении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ)", и решение N N от 1 декабря 2020 г.."О прекращении выплаты ежемесячной компенсации за оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Истец считает данные решения незаконными, поскольку, являясь ветераном труда, пенсионером по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, достигший общегражданского пенсионного возраста на момент обращения в УСЗН о предоставлении мер социальной поддержки, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеет безусловное право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 4 закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г..N 105-03.
Истец просил решения Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа от 1 декабря 2020 г..N N N и N N о прекращении ежемесячной денежной выплаты и выплаты ежемесячной компенсации за оплату жилого помещения и коммунальных услуг признать незаконными, обязать Управление социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области возобновить предоставление мер социальной поддержки с момента их прекращения, то есть с 1 декабря 2020 г, а также взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 18 марта 2021 г. заявленные Шалковым В.П. исковые требования удовлетворены, решение Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа от 1 декабря 2020 г. N N о прекращении ежемесячной денежной выплаты в сумме "данные изъяты" с 1 декабря 2020 г. Шалкову В.П. - ветерану труда, признано незаконным, решение Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа от 1 декабря 2020 г. N N о прекращении выплаты ежемесячной компенсации на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги Шалкову В.П, проживающему по адресу: "адрес", на основании отсутствия права, признано незаконным, на управление социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа возложена обязанность возобновить предоставление мер социальной поддержки Шалкову В.П. по выплате ежемесячной компенсации за оплату жилого помещения и коммунальных услуг "адрес" в "адрес", и по ежемесячной денежной выплате (ЕДВ) с 1 декабря 2020 г, кроме того с управления социальной защиты администрации Гурьевского муниципального округа в пользу Шалкова В.П. взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 г. решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 18 марта 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шалкова В.П. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шалков В.П. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 г. как незаконное.
Относительно доводов кассационной жалобы Управлением социальной защиты населения Администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменные возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, истцу Шалкову В.П. ДД.ММ.ГГГГ. присвоено звание "Ветеран труда" и выдано соответствующее удостоверение.
Кроме того, истец Шалков В.П. являлся сотрудником органов внутренних дел и с ДД.ММ.ГГГГ. уволен по пункту 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьями 1 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" Шалкову В.П. назначена пенсия за выслугу лет, с учетом предусмотренных Законом надбавок, повышений и районного коэффициента.
По достижению возраста 60 лет, в ноябре 2018 года истец обратился в Управление социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в виде выплаты ежемесячной компенсации по оплате ЖКУ и ежемесячной денежной выплаты.
Решением Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области от 26 ноября 2018 г. N N Шалкову В.П. в соответствии с Законом Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" назначена ежемесячная денежная выплата в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области от 3 декабря 2018 г N N Шалкову В.П. в соответствии с Законом от 17 января 2005 г. N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" назначена компенсация с 1 декабря 2018 г.
Решением Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области от 1 декабря 2020 г. N N и решением Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа Кемеровской области от 1 декабря 2020 г. N N Шалкову В.П. с 1 декабря 2020 г. прекращена постоянная ежемесячная денежная выплата и выплата ежемесячной компенсации на оплату за жилое помещение и (или) коммунальных услуг в связи с отсутствием права.
При разрешении заявленных исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования Шалкова В.П. о предоставлении ему мер социальной поддержки, которые предусмотрены для ветеранов труда, подлежат удовлетворению, поскольку право на получение указанной пенсии у него возникло в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с данным выводом не согласился.
Апелляционным определением решение суда отменено с принятием по делу нового решения об отказе в полном объеме в удовлетворении исковых требований Шалкова В.П. о признании незаконными решений Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского муниципального округа от 1 декабря 2020 года N N и N N и возложении обязанности на ответчика возобновить предоставление мер социальной поддержки с 1 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В статью 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г, в соответствии с которыми меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, с 1 января 2005 г. и по настоящее время меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, истцу выдано удостоверение "Ветеран труда" ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения с 1 января 2005 г. изменений в статью 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что в отношении истца, исходя из даты возникновения правоотношений меры, социальной поддержки как ветерана труда, устанавливаются в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в которой проживает истец, то есть в соответствии с законодательством Кемеровской области-Кузбасса.
В пункте 1 статьи 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) перечислены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда после назначения им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Законом Кемеровской области от 1 октября 2018 года N 73-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Кемеровской области" с 1 января 2019 года статья 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-ОЗ дополнена пунктом 1-1, в соответствии с которым ветеранам труда меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при соблюдении одного из следующих условий: Ветеранам труда меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при соблюдении одного из следующих условий: 1) назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях"; 2) достижение возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и наличие страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях"; 3) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 г.
Аналогичные изменения внесены Законом Кемеровской области от 1 октября 2018 г. N 73-ОЗ и в положения статьи 10 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг", предусматривающие меры социальной поддержки ветеранам труда.
Таким образом законодательство Кемеровской области предусматривает меры социальной поддержи ветеранам труда, являющимся получателями страховой пенсии или имеющим право на получение страховой пенсии при достижении возраста 60 лет для мужчин и наличия соответствующего для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", частью 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частью 1 статьи 11 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установив, что согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на 1 апреля 2021 г, представленным УПФР в "адрес" от 3 июня 2021 г. N N, истец Шалков В.П. в период с 21 июня 2000 г. по 1 февраля 2021 г. работал в "данные изъяты", продолжительность периода работы составила 0 лет 7 месяцев 11 дней, пришел к выводу о том, что у истца Шалкова В.П. на момент достижения им 60-летнего возраста отсутствовал необходимый страховой стаж (9 лет) для назначения страховой пенсии, в связи с чем отсутствовало право для назначения страховой пенсии по старости, и как соответственно исходя из положений законодательства Кемеровской области право на получение мер социальной поддержки, как ветеран труда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что у истца отсутствует право на меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда, достигшим пенсионного возраста, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" и Законом Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг".
Данные выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в оспариваемом апелляционном определнии подробно мотивированы, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шалкова Владимира Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.