Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2- 44/2020 (N) по иску Данилова С.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области о признании решения незаконным, обязании ответчика включить в страж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости, взыскании расходов по оплате госпошлины
по кассационной жалобе Государственного учреждения- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Данилов С.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области о признании решения незаконным, обязании включить в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости, взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Исковые требования истец мотивирует тем, что 29 декабря 2014 г. он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данилову С.П. была назначена страховая пенсия, 26 января 2015 г. выдано пенсионное удостоверение. Страховая пенсия по старости выплачивалась Данилову С.П. на протяжении 5 лет - до ноября 2019 года.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области от 15 мая 2020 г. Данилову С.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 летнего стажа. При этом ответчик не засчитал в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период с 1 января 2002 г. по 1 августа 2007 г. - работа в должности водителя пожарного автомобиля ОГУ Аларский ПЧ Центра по делам ГО и ЧС и ПБ УОБАО.
Данилов С.П. считает невключение указанного периода работы в льготный стаж неправомерным, необоснованным и нарушающим его законные права, поскольку Данилов С.П. все время с 1989 года по 7 июля 2015 г. трудился в одном и том же месте, менялось только наименование организации.
Истец просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области N от 15 мая 2020 г, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области зачесть Данилову С.П. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 1 января 2002 г. по 1 августа 2007 г, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области назначить и выплачивать Данилову С.П. досрочную страховую пенсию по старости, взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным решение Пенсионного органа от 15 мая 2020 г. N 195 в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы Данилова С.П. с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г. На ответчика возложена обязанность зачесть Данилову С.П. период трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. С ответчика в пользу Данилова С.П. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2020 г. решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований с принятием в указанной части нового решения. Признано незаконным решение ГУ - УПФ РФ в УОБО от 15 мая 2020 г. N в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы Данилова С.П. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г.; на ответчика возложена обязанность зачесть период работы Данилова С.П. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", назначить Данилову С.П. досрочную страховую пенсию по старости с 1 ноября 2019 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационной суда общей юрисдикции от 26 января 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2020 г. отменено в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N от 15 мая 2020 г. в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы Данилова С.П. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г, возложения обязанности зачесть период работы Данилова С.П. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в стаж, возложения обязанности назначить Данилову С.П. досрочную страховую пенсию по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 ноября 2019 г. В отмененной части гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2020 г. оставлены без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 мая 2021 г. решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. по данному делу отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований, принято в указанной части новое решение.
Постановлено признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N от 15 мая 2020 г. в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы Данилова С.П. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) возложена обязанность зачесть период работы Данилова С.П. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) обязанность возложена обязанность назначить Данилову С.П. досрочную страховую пенсию по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 ноября 2019 г.
Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 мая 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления в части удовлетворения заявленных исковых требований как незаконного, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Данилова С.П.
Также кассатором заявлено ходатайство о замене в связи с реорганизацией Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", на стадии кассационного производства возможно процессуальное правопреемство (статья 44 ГПК РФ).
Учитывая, что подателем жалобы представлены доказательства правопреемства между Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) и Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, и замена стороны ее правопреемником допускается на стадии кассационного производства, судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить соответствующее ходатайство и произвести замену в порядке правопреемства.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе от 16 января 2015 г. истец Данилов С.П. с 29 декабря 2014 г. являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пенсия назначена истцу бессрочно.
Решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе от 28 октября 2019 г. Данилову С.П. с 1 ноября 2019 г. выплата пенсии прекращена.
Заявление Данилова С.П. от 29 декабря 2014 г. о досрочном назначении страховой пенсии ответчиком рассмотрено повторно, решением ответчика от 6 ноября 2019 г. N Данилову С.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, поскольку стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение составил 21 год 11 месяцев 9 дней, при требуемом стаже 25 лет.
В стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы истца с 24 июля 1989 г. по 16 марта 1999 г, с 1 июня 1999 г. по 23 апреля 2001 г, с 1 мая 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 18 апреля 2005 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 16 ноября 2014 г. Все остальные периоды работы не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим досрочное пенсионное обеспечение, и позволяющим отнести их к стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочное пенсионное обеспечение.
Решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе от 15 мая 2019 г. решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 6 ноября 2019 г. N 310 отменено.
Заявление Данилова С.П. от 29 декабря 2014 г. о досрочном назначении страховой пенсии ответчиком вновь рассмотрено.
Решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе от 15 мая 2020 г. N Данилову С.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, поскольку стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составил 20 лет 05 месяцев 25 дней, при требуемом стаже 25 лет, страховой стаж составил 34 года 7 месяцев 13 дней, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П - 38 лет 7 месяцев 14 дней, при требуемом 25 лет.
В стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы истца с 24 июля 1989 г. по 16 марта 1999 г, с 1 июня 1999 г. по 23 апреля 2001 г, с 1 мая 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 16 ноября 2014 г. Все остальные периоды работы не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим досрочное пенсионное обеспечение, и позволяющим отнести их к стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из трудовой книжки Данилова С.П. и справки, уточняющей характер труда, дающего право на льготную пенсию, выданную 19 февраля 2020 г. N Главным управлением МЧС России по Иркутской области следует, что с 24 июля 1989 г. по 16 марта 1999 г. Данилов работал водителем ППЧ-2 Кутуликской части пожарной охраны Отдела Государственной противопожарной службы УВД УОБАО, с 1 июня 1999 г. по 23 апреля 2001 г. в качестве пожарного Аларской пожарной части Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского БАО, с 1 мая 2001 г. по 17 июня 2002 г. в качестве пожарного Аларской пожарной части Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО, с 17 июня 2002 г. по 16 июня 2003 г. в качестве водителя пожарной машины Государственной противопожарной службы, с 30 июня 2003 г. по 1 октября 2003 г. в качестве пожарного Аларской пожарной части Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО, с 1 октября 2003 г. по 1 августа 2007 г. в качестве подменного водителя ОГУ "Аларский отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО", с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве подменного водителя ПЧ N 1 (п.Кутулик) Отряда Государственной противопожарной службы N 2 МЧС России по Аларскому району, с 1 января 2009 г. по 27 июля 2015 г. водителя ПЧ-13 (по охране п. Кутулик) ФГКУ "4 отряд федеральной противопожарной службы".
Из справки о преобразованиях пожарной части N (по охране п.г.т Кутулик) 5-го пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Иркутской области (с 1 января 2002 г. по 1 июля 2019 г.), выданной 19 февраля 2020 г. N Главным управлением МЧС России по Иркутской области, следует, что с 1 января 2002 г. - Аларская пожарная часть Отдела ГПС МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - передана ГПС МВД в ведение МЧС России, с 20 июля 2004 г. - Аларская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - реорганизация, с 21 марта 2005 г. - Окружное государственное учреждение "Аларская пожарная часть" Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - реорганизация, с 1 июля 2006 г. - Окружное государственное учреждение "Аларский отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу" - переименование, с 10 августа 2007 г. - Отряд ГПС N 2 МЧС России по Арскому району - переименование, с 1 января 2009 г. - Государственное учреждение "4 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" - реорганизация в форме слияния, с 30 ноября 2011 г. Федеральное государственное казённое учреждение "4 отряд ФПС по Иркутской области - переименование, с 1 июля 2019 г. - ФГКУ "4 отряд ФПС по Иркутской области" ликвидировано, в составе ГУ МЧС России по Иркутской области создано структурное подразделение - пожарно-спасательный отряд N 5.
Данилов С.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, застрахован в системе обязательного пенсионного страхования с 30 июня 1999 г.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Данилова С.П, спорные периоды с 1 января 2002 г. по 31 июля 2007 г. имеют льготную кодировку 28-ПЖ. При этом, страхователями являлись в период с 1 января 2002 г. по 31 октября 2002 г. Кутуликская пожарная часть МВД России, с 1 ноября 2002 г. по 31 декабря 2002 г, 1 января 2003 г. по 30 апреля 2003 г. Аларская пожарная часть ОГПС МЧС России Усть-Одынского Бурятского автономного округа, с 1 мая 2003 г. по 31 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 30 июня 2004 г. Аларская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с 1 июля 2004 г. по 31 декабря 2004 г, с 1 января 2005 г. по 17 апреля 2005 г. Аларская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с 18 апреля 2005 г. по 31 декабря 2005 г, с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г, с 1 января 2007 г. по 31 июля 2007 г. ОГКУ "Аларский отряд государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам государственной обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Данилова С.П. в части включения спорного периода с 1 января 2002 г. до 17 апреля 2005 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N от 15 мая 2020 г. в части отказа во включении Данилову С.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанного периода, с учетом данных индивидуального лицевого счета, пояснений работодателя, содержащихся в отзыве на исковое заявление, исходил из того, что служба истца в период с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г. проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что период работы истца с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в указанный период трудовой деятельности истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
С учетом зачета периода трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 17 мая 2005 г. в совокупности со стажем, зачтенным ответчиком добровольно, специальный страховой стаж истца на дату обращения 29 декабря 2014 г. составлял менее 25 лет, в связи с чем, оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсию по старости с даты обращения не имеется.
Отменяя решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований и принимая в указанной части новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа Данилова С.П. за период с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий труда 28-ПЖ, при этом письменных доказательств, опровергающих достоверность указанных сведений в лицевом счете застрахованного лица Данилова С.П. материалы дела не содержат, работодателем данные лицевого счета истца не корректировались, ответчиком истцу была назначена трудовая пенсия по старости с 29 декабря 2014 г. и выплачивалась до 1 ноября 2019 г.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия пришла к выводу о том, что спорный период работы Данилова С.П. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. ответчиком в отсутствие недобросовестности действий истца произвольно и необоснованно исключен из специального стажа истца, дающего право для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Учитывая периоды работы истца на соответствующих видах работ, зачтенных Пенсионным органом в бесспорном порядке (20 лет 5 месяцев 25 дней), а также периода, подлежащего зачету по решению суда (5 лет 7 месяцев), общий стаж истца на соответствующих видах работ составил более 26 лет на дату обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 29 декабря 2014 г, исходя из того, что у ответчика не имелось оснований для прекращения истцу выплаты пенсии с 1 ноября 2019 г, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 1 ноября 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова" (далее - Постановление), Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац 1 пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац 3 пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац 4 пункта 5 Постановления).
Согласно пункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г. (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно- спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Указанным Списком N 437 предусмотрены, в том числе, должности: водитель (шофёр) автомобиля (пожарного), пожарный (боец, респираторщик).
В силу положений статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно - технические научно - исследовательские учреждения и пожарно - технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, являются самостоятельными оперативными органами управления Государственной противопожарной службы, входящими в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные органы руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, установив, что согласно данным лицевого счета застрахованного лица Данилова С.П, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования 30 июня 1999 г, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Данилова С.П. за спорный период, а именно с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий труда 28-ПЖ, работодателем данные лицевого счета истца не корректировались, переоценка пенсионных прав Данилова С.П. и отказ в назначении страховой пенсии по старости досрочно произведены ответчиком по истечении более чем 5 лет с момента назначения и получения пенсии, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорный период работы ответчиком в отсутствии недобросовестности действий истца произвольно и необоснованно исключен из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости пункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При этом судебная коллегия правильно указала, что получая пенсию в течение 5 лет, истец обоснованно полагал, что имеет право на назначение досрочной пенсии, гарантированной государством, решение о назначении ему пенсии было принято уполномоченным органом на основе исполнения законодательных предписаний, а также оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, в результате которых пенсионный орган пришел к выводу о наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный период работы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку суд апелляционной инстанции, руководствуясь принципами справедливости и юридического равенства в целях обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учел интересы истца, являющегося пенсионером, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, при отсутствии с его стороны каких - либо нарушений и при определении работодателем указанного периода как дающего право на назначение истцу страховой пенсии по старости досрочно.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции разрешилспор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.