Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-37/2021 (УИД 84RS0001-01-2020-000862-80) по иску Яптунэ Клима Килюевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Яптунэ Клима Килюевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яптунэ Клим Килюевич (далее по тексту - Яптунэ К.К.) обратился в Дудинский районный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (далее по тексту - ФГКУ "СРПСО МЧС России") о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. в размере 78 537, 50 рублей, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, судебных расходов в размере 17 000 рублей.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 27 января 2021 г. исковые требования Яптунэ К.К. удовлетворены. С ФГКУ "СРПСО МЧС России" в пользу Яптунэ К.К. взыскана недоначисленная и не выплаченная заработная плата в размере 78 537, 50 рублей, денежная компенсация за несвоевременную невыплату заработной платы по состоянию на 27 января 2021 г. в размере 3 894, 13 рублей и по дату фактической выплаты, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы в размере 7 000 рублей, всего 94 431, 63 рублей и в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2 972, 94 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. решение Дудинского районного суда Красноярского края от 27 января 2021 г. отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Яптунэ К.К. отказано.
Яптунэ К.К. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой указав на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, наличие оснований для удовлетворения его исковых требований, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. отменить, оставить в силе решение Дудинского районного суда Красноярского края от 17 мая 2021 г. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Яптунэ К.К. на основании трудового договора от 18 августа 2014 г. N 18/2014 был принят на работу в ФГКУ "СРПСО МЧС России" на должность спасателя в поисково-спасательное подразделение Дудинского арктического поисково-спасательного отряда МЧС России.
Пунктами 5.1, 5.2 трудового договора Яптунэ К.К. установлен должностной оклад в размере 10 467 рублей, а также: районный коэффициент в размере 80%; процентная надбавка за выслугу лет от должностного оклада - 5%; ежемесячная надбавка за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы), исходя из средней расчетной величины от фонда должностных окладов - до 50% оклада; в случае если работник в течение месяца не имеет дисциплинарных взысканий, нарушений трудовой и исполнительской дисциплины минимальная премия устанавливается от 20% оклада и максимальными размерами не ограничивается; единовременное денежное вознаграждение (премия) за добросовестное выполнение должностных (трудовых) обязанностей по итогам календарного года в размере 2-х окладов, исчисленное согласно действующему положению об оплате труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России".
Пунктом 5.3 трудового договора установлены выплаты компенсационного характера, в том числе за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях выездному составу Дудинского АПСО МЧС России: - без применения изолирующих средств - из расчета двойной часовой тарифной ставки за каждый час работы; - с применением изолирующих средств - из расчета четырехкратной часовой тарифной ставки за каждый час работы (пункт 5.3.1 трудового договора); за работу в ночное время производится доплата в следующих размерах: - работникам за непосредственное участие по ликвидации чрезвычайных ситуаций - из расчета 50% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время; - за работу в ночное время доплата из расчета 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время (пункт 5.3.3 трудового договора).
В пункте 5.4 трудового договора установлены выплаты компенсационного характера, устанавливаемые на постоянной основе: за работу в тяжелых и вредных условиях труда - 12% оклада; за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда - 24% оклада; за проведение тренировок в изолирующих средствах из расчета двойной часовой тарифной ставки за каждый час тренировки.
Пунктом 6.1 трудового договора работнику установлена рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику с суммированным учетом рабочего времени (учетный период 1 год).
В целях защиты населения и территорий, ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" и загрязнением водных объектов (р. Далдыкан, р. Амбарная), Постановлением Правительства Красноярского края от 31 мая 2020 г. N 400-п, с 18:00 31 мая 2020 г. был введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил муниципальных звеньев г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Территории г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района определены зоной чрезвычайной ситуации.
3 июня 2020 г. Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принято решение ввести режим чрезвычайной ситуации федерального характера на территории городского округа Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и установить федеральный уровень реагирования.
Приказом заместителя начальника ФГКУ "СРПСО МЧС России" от 4 июня 2020 г. N 216 в Дудинском арктическом ПСО МЧС России (филиале ФГКУ "СРПСО МЧС России") с 09:50 (крск) 4 июня 2020 г. до особого распоряжения введен режим чрезвычайной ситуации. Начальнику ПСС СРПСО МЧС России, начальнику Дудинского арктического ПСО МЧС России (филиала ФГКУ "СРПСО МЧС России") поручено организовать выполнение мероприятий согласно Плану приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время; выделить необходимое оборудование и снаряжение; для доставки личного состава, оборудования и снаряжения в г. Норильск и обратно выделить автотранспорт.
Приказом начальника ФГКУ "СРПСО МЧС России" от 2 июля 2020 г. N 385/ф Яптунэ К.К, являющийся спасателем 3 класса, в составе аварийно-спасательной группы в количестве 6-ти человек, был включен в состав дежурной смены и направлен 4 июля 2020 г. в 09:10 (крск) в г. Норильск Красноярского края, район ТЭЦ-3 ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания", для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) Дудинским арктическим поисково-спасательным отрядом МЧС России. Руководителем дежурной смены назначен ФИО13 Д.Я, на которого возложена обязанность, в том числе по окончании АСДНР представить отчет в установленном порядке. При проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ в особых условиях, бухгалтерии поручено произвести выплату компенсационного характера в соответствии с пунктами 67-69 приложения N 2 приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747, на основании документов, подтверждающих выполнение работ.
В период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. спасателями вышеуказанной группы в количестве 6 человек, включая Яптунэ К.К, был выполнен комплекс АСДНР, что отражено в акте проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ и приложенном к акту перечне проведенных работ, подписанных руководителем АСДНР ФИО14 Д.Я. и представителем АО "НТЭК" ФИО35 Д.А.
Согласно служебной записке начальника отряда ФИО37 А. В. с просьбой установить надбавку в размере 45 % за непосредственное участие в ликвидации ЧС федерального характера за фактически отработанное время в данных условиях, согласно пункту 2.38 Положения об оплате труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России", утвержденного приказом ФГКУ "СРПСО МЧС России" от 28 февраля 2020 г. N 98, фактически отработанное Яптунэ К.К. время при ликвидации ЧС с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. составило 159 часов.
Согласно табелю учета рабочего времени при проведении АСДНР N 14, 4 июля 2020 г. время выполнения служебных обязанностей Яптунэ К.К. на выезде составило 16 часов, в том числе в ночное время 2 часа, время проведения АСДНР 12 часов, в период с 5 июля 2020 г. по 16 июля 2020 г. время выполнения служебных обязанностей на выезде составило 16 часов ежедневно, в том числе время проведения АСДНР 12 часов ежедневно, 17 июля 2020 г. время выполнения служебных обязанностей на выезде составило 08, 5 часов, в том числе время проведения АСДНР 3 часа.
Приказом заместителя начальника ФГКУ "СРПСО МЧС России" от 10 августа 2020 г. N 125-В постановлено выплатить работникам Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "СРПСО МЧС России") надбавку за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации федерального характера в размере 45% оклада за фактически отработанное время в данных условиях. Выплату установить за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда.
11 августа 2020 г. Яптунэ К. К. была выплачена заработная плата за июль 2020 г, в том числе выплата компенсационного характера за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. в размере 10 112, 78 рублей.
Яптунэ К.К. указав, что работодателем неверно произведена оплата его труда, поскольку, при расчете денежной суммы, подлежащей выплате, необоснованно уменьшено количество часов, подлежащих оплате в повышенном размере, компенсация в размере 45% должна быть начислена на 159 часов, в течение 73 часов он выполнял работу с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (разлитым дизельным топливом) и 14 часов работал в защитном костюме Л-1, однако компенсация за данную работу ему не оплачена, обратился в суд настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 129, 135, 146 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г..N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", Положением об оплате труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России", утвержденным Приказом ФГКУ "СРПСО МЧС России" от 28 февраля 2020 г..N 98, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела: акт проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ от 17 июля 2020 г..и приложение к нему, журнал выхода и возвращения машин с 4 июля 2020 г..по 17 июля 2020 г, учет рабочего времени каждого из сотрудников группы, который в письменном виде вел спасатель ФИО24 С.М по поручению старшего АСГ ФИО15 Д.Я, где отражались помимо общего числа отработанных часов день, характер проведенных работ и время их выполнения, в котором указано, что в период с 4 июля 2020 г..по 17 июля 2020 г..Яптунэ К.К. отработал с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами 73 часа, с использованием защитного костюма Л-1 - 14 часов, а также то, что надбавка в размере 45% должна быть начислена ответчиком на 211 часов работы Яптунэ К.К. при ликвидации чрезвычайной ситуации, показания свидетелей ФИО16 Д.Я, ФИО25 С.М, пришел к выводу, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Яптунэ К.К. в период с 4 июля 2020 г..по 17 июля 2020 г..работал в условиях режима функционирования чрезвычайной ситуации федерального характера, выполнял аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, с выполнением работ, связанных с сильнодействующими и взрывчатыми веществами, которые выполнялись им с применением изолирующих средств и в ночное время, указав, что табель учета рабочего времени в отношении спасателя Яптунэ К.К. при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, должен был быть составлен на основании
сведений о работе спасателей при ликвидации чрезвычайной ситуации, составленных спасателем ФИО26 С.М, в связи с чем взыскал с ФГКУ "СРПСО МЧС России" в пользу Яптунэ К.К. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 78 537, 50 рублей (без учета НДФЛ), а также проценты (денежную компенсацию) по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 27 января 2021 г, в размере 3 894, 13 рублей.
Суд первой инстанции критически оценил служебную записку начальника отряда ФИО38 А.В. и представленные в бухгалтерию ФГКУ "СРПСО МЧС России" табели учета рабочего времени, на основании которых была произведена оплата труда, и в которых указано, что при ликвидации чрезвычайной ситуации время выполнения спасателем Яптунэ К.К. служебных обязанностей составило 219 часов, фактическое время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ - 159 часов, время работы с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами) - 00 часов, время использования костюма Л-1 при проведении работ - 00 часов, поскольку пришел к выводу, что данные документы противоречат другим представленным истцом доказательствам, фактически отработанное истцом время было снижено ответчиком произвольно, без достаточных на то оснований и ничем не подтверждено.
Отклоняя доводы представителя ответчика о том, что представленные истцом для оплаты документы не соответствуют установленным образцам отчетных документов, что с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. должен был заполняться журнал учета рабочего времени, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о времени и характере проделанной работе ежедневно передавались спасателем ФИО27 С.М. в ФГКУ "СРПСО МЧС России" по поручению старшего группы ФИО17 Д.Я, следовательно, работодателю было известно о проделанной членами группы работе, признав ежедневные отчеты ФИО28 С.М. за спорный период о проделанной работе как отчетные документы, подтверждающие характер и время выполненной истцом работы.
Признавая несостоятельными доводы ответчика о том, что истцом по собственной инициативе выполнялись работы с применением изолирующего средства - защитного костюма Л-1, суд первой инстанции указал, что суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что такого распоряжения Яптунэ К. К. работодателем не давалось, а допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО18 Д.Я, ФИО29 С.М. подтвердили факт того, что все спасатели, в том числе и Яптунэ К.К, использовали указанные защитные костюмы, поскольку это было необходимо в тех условиях и не требовало каких-либо согласований, иными средствами защиты в условиях работы в непосредственном контакте с разлившимся дизельным топливом они работодателем обеспечены не были.
Установив нарушение трудовых прав Яптунэ К.К, выразившихся в неправильном начислении и выплате заработной платы, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал с работодателя в пользу его компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, а также в соответствии со статьями 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 7 000 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, дана ненадлежащая оценка представленным сторонами доказательствам.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 129, частью 1 статьи 135, статьями 146, 147, 315 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Яптунэ К.К. был включен в состав дежурной смены и направлен для проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в г..Норильск, район ТЭЦ-3 ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на основании приказа от 2 июля 2020 г..N 385/ф, в котором руководителю работ ФИО19 Д.Я. приказано по окончании аварийно-спасательных работ и других неотложных работ представить отчет в установленном порядке, а бухгалтерии приказано произвести выплату компенсационного характера в соответствии с пунктами 67-69 приложения N 2 Приказа от 14 декабря 2019 г..N 747 на основании документов, подтверждающих выполнение работ. ФИО20 Д.Я. поручил вести учет рабочего времени спасателей ФИО30 С.М, который входил в состав группы спасателей, и который вносил в таблицу время от начала проведения спасателями работ до их окончания, которую направлял в ФГКУ "СРПСО МЧС России" посредством электронной почты, при этом, вносимые и направляемые ФИО31 С.М. сведения ФИО21 Д.Я. не подписывались. В результате проведенной работодателем проверки в связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований и наличием необъективных сведений, было установлено, что время работы в особых условиях без изолирующих средств, а также время работы с применением изолирующих средств в таблицах учета рабочего времени, составленных спасателем ФИО32 С.М, не соответствовало действительности. ФИО33 С.М. самостоятельно, по своему усмотрению, отнес проведение тех или иных работ, выполняемых спасателями, к работам в особых условиях, без применения защитных средств и с применением защитных средств, а также самостоятельно определилвремя выполнения спасателями аварийно-спасательных и других неотложных работ и время непосредственного их участия в ликвидации чрезвычайной ситуации, при этом, ФИО34 С.М.
все время выполнения спасателями, в том числе и истцом, служебных обязанностей в период с 4 июля 2020 г..по 17 июля 2020 г..отнесено к непосредственному участию в ликвидации чрезвычайной ситуации.
Суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание Положение по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 июня 1998 г. N 23, пунктом 3 которого предусмотрено, что обязанность организовывать учет рабочего времени спасателей возложена на руководителей аварийно-спасательных служб, и в данном пункте указано, что в составе рабочего времени спасателей отдельно учитывается: время выполнения спасательных работ в нормальных условиях; время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах, в соответствии с действующими условиями оплаты труда; время выполнения работ в повседневной деятельности.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, указав, что во время выполнения спасательных работ в нормальных условиях входит время нахождения спасателей в пути от места сбора до места происшествия, время проведения инструктажа по технике безопасности и подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей, а во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ до момента их окончания, тогда как Яптунэ К.К. в период с 4 июля 2020 г. по 16 июля 2020 г. ежедневно работал по 16 часов, 17 июля 2020 г. - 11 часов, в это время также входило время подготовки к работе на рабочем месте, регламентированные перерывы для приема пищи, отдыха и восстановления работоспособности, на что ежедневно ему предоставлялось 4 часа, и в это время он не принимал непосредственного участия в ликвидации чрезвычайной ситуации, признал выводы суда первой инстанции о том, что данное время также должно быть оплачено истцу с надбавкой в 45% необоснованными.
Суд апелляционной инстанции отметил, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что помимо табеля учета рабочего времени при проведении аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, на основании которого производятся выплаты компенсационного характера, ведется еще основной табель учета рабочего времени, согласно которому производится оплата за общее количество отработанного времени, а также то, что в соответствии с требованиями пункта 7 приложения N 2 "Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России к Приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747, выплаты компенсационного характера работникам устанавливаются приказами руководителей органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, наделенных полномочиями работодателя на основании документов, подтверждающих выполнение работ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда об оплате истцу 73 часов в соответствии с пунктами 68, 68.9 приложения N 2 к Приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. N747 за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях без применения изолирующих средств - из расчета пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы, поскольку нефтепродукт - дизельное топливо, разлив которого произошел в зоне ликвидации чрезвычайной ситуации, в соответствии с СН245-71 и ГОСТ 12.1.007-76 не относится к сильнодействующим ядовитым веществам, а относится к вредным веществам, которые по степени воздействия на организм человека относятся к четвертой группе и являются малоопасными. Также из материалов дела суд апелляционной инстанции установил, что истец, кроме работ на выезде, непосредственно связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, выполнял служебные обязанности в лагере, занимался перевозкой людей, перевозкой, доставкой и разгрузкой сорбента, перевозкой сорбирующих бонов, которые не связаны с работой с сильнодействующими и ядовитыми веществами и не влекут риска для жизни и здоровья истца, в связи с чем не могут быть отнесены к работам в особых условиях и не могут быть оплачены в повышенном размере.
Необоснованными суд апелляционной инстанции признал и выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований истца об оплате ему за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях с применением химического изолирующего костюма Л-1, из расчета десятикратной часовой ставки за каждый час работы в количестве 14 часов, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии в местах проведения работ вредных и опасных факторов в виде превышенных ПДК вредных и опасных веществ, приняв во внимание показания свидетелей и обстоятельства дела, свидетельствующие об использовании спасателями защитных костюмов Л-1 (не полный комплект) с целью защиты одежды от загрязнения дизельным топливом, без защиты органов дыхания.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что компенсационные выплаты Яптунэ К.К. начислены и выплачены в соответствии с Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747, исходя из объема и характера выполненных им работ, подтвержденных сканированной копией служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "СРПСО МЧС России") ФИО39 А.В. "О направлении документов" от 6 августа 2020 г. с приложением сканированных копий наряда-задания, табеля учета рабочего времени при проведении аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, подписанных руководителем аварийно-спасательной группы ФИО22 Д.Я, сканированной копией служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "СРПСО МЧС России") ФИО40 А.В. "Об установлении надбавки за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации" от 6 августа 2020 г, за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, в размере 10 112, 78 рублей. Кроме выплат компенсационного характера за время проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г, истцу также была выплачена заработная плата согласно основного табеля учета рабочего времени, то есть общее количество отработанных часов за указанный период (время работы на выезде - 219 часов, которое рассчитано в соответствии с предусмотренной системой оплаты труда (оплата по окладу, оплата за работу в ночное время, доплаты за вредные условия труда в размере 4%, за выездной состав 15%, надбавки за сложность, напряженность, выслугу лет, ежемесячная премия), в сумме 35 802, 13 рублей, всего Яптунэ К.К. за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. выплачено 45 914, 91 рублей.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что требования о взыскании денежной компенсации, предусмотренной статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, истцом не заявлялось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу абзаца 7 части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частями первой, второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", определяя общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
В связи с особым режимом труда в зависимости от конкретных условий спасателя устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более, чем за год.
Положением по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 8 июня 1998 г. N 23, предусмотрено, что время выполнения спасательных работ в нормальных условиях состоит из: времени проведения поисково - спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной и санитарной обработки, ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ, переноска носилок с людьми и другие виды работ в соответствии с действующими правилами проведения поисково - спасательных работ), времени нахождения спасателей в пути от места сбора до места происшествия, времени проведения инструктажа по технике безопасности и подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей в соответствии с медицинскими показаниями при проведении ими работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ до момента их окончания.
В составе времени выполнения спасателями работ в повседневной деятельности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств и т.д. учитывается время, затраченное на дежурства, учебные сборы, тренировки, профилактические мероприятия, медицинские обследования (плановые, предэкспедиционные, текущие, послеэкспедиционные), работы по обслуживанию техники и снаряжения.
Работы, выполненные спасателями в районах ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитываются в журнале учета аварийно - спасательных работ. Ответственность за правильность учета выполненных спасателями работ возлагается на руководителя аварийно - спасательной службы (старшего группы спасателей). На основании выписок из журнала учета аварийно - спасательных работ составляется табель учета отработанного времени.
Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", наряду с другими нормативными актами утверждены "Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" (приложение N 2).
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (пункт 5 приложения N 2 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747).
Выплаты компенсационного характера работникам устанавливаются приказами руководителей органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, наделенных полномочиями работодателя (далее - руководители), на основании документов, подтверждающих выполнение работ. Основанием для осуществления выплат компенсационного характера руководителям являются приказы должностных лиц, наделенных в отношении руководителей полномочиями работодателя (пункт 7 приложения N 2 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747).
Пунктами 19, 52 раздела II "Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных" приложения N 2 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 74 предусмотрено, что работникам за каждый час работы в ночное время производится доплата в следующем размере: работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций из расчета 50 процентов часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время; работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций выплачивается надбавка в размере до 45 процентов оклада (тарифной ставки).
В соответствии с пунктом 67 раздела V "Выплаты работникам за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" приложения N 2 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747 работникам производится выплата за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях: а) без применения изолирующих средств - из расчета пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы; б) с применением изолирующих средств - из расчета десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы.
Пунктами 68, 68.9, 69, 69.6 раздела V "Выплаты работникам за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" приложения N 2 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747 предусмотрено, что под аварийно-спасательными работами, проводимыми в особых условиях, понимается, помимо прочего, работа с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами). Под изолирующими средствами, при работе в которых за проведение аварийно- спасательных работ в особых условиях, производится выплата из расчета десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы, понимаются: химические изолирующие костюмы (Л-1, КИО-2М, ИК-АЖ, Треллеборг и другие аналогичные костюмы).
Образцы отчетных документов установлены приказом "СРПСО МЧС России" от 28 апреля 2020 г. N 181 "О введении в действие образцов отчетных документов, разрабатываемых при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возникновения чрезвычайной ситуации (происшествия) в режиме повседневной деятельности".
Оплата труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России" осуществляется в соответствии с Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", а также в соответствии с Положением "Об оплате труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России", утвержденным приказом начальника регионального поисково-спасательного отряда от 28 февраля 2020 г. N 98.
Согласно подпункту "е" пункта 2.38 Положения об оплате труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России", утвержденного приказом ФГКУ "СРПСО МЧС России" от 28 февраля 2020 г. N 98, работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций выплачивается надбавка в размере 45% оклада (тарифной ставки) за фактически отработанное время в данных условиях - при участии в ликвидации ЧС федерального характера 45%.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, проверив расчет компенсационных выплат, начисленных ответчиком Яптунэ К.К. за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г, с учетом объема и характера выполненных им работ, и не установив нарушений его прав, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Яптунэ К.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В обжалуемых судебном постановлении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы Яптунэ К.К. о наличии оснований для взыскания в его пользу невыплаченных денежных средств за выполненные работы при ликвидации чрезвычайной ситуации, основанием для отмены обжалуемого судебного постановления не являются, выражают исключительно несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, основаны на доказательствах, отвергнутых судом апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, исследованных им и получивших должную правовую оценку по делу и оспаривание выводов суда по фактическим обстоятельствам спора, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Яптунэ Клима Килюевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.