Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-207/2021 (УИД 38RS0021-01-2020-001538-82) по иску Козловой Ольги Дмитриевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в Слюдянском районе Иркутской области об обязании включить периоды работы в общий страховой стаж, произвести перерасчет страховой пении, по кассационной жалобе Козловой Ольги Дмитриевны на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 10 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козлова Ольга Дмитриевна (далее по тексту - Козлова О.Д.) обратилась в Слюдянский районный суд Иркутской области с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Слюдянском районе Иркутской области (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области, пенсионный фонд) об обязании включить в общий страховой стаж неучтенные периоды ее работы в районах Крайнего Севера в количестве 8 лет 4 месяца 1 день (далее по тексту - 8/4/1), произвести перерасчет назначенной страховой пенсии, с учетом периода в количестве 8 лет 4 месяцев 15 дней (8/4/15), применить пенсионный коэффициент не менее 30.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 10 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 мая 2021 г, исковые требования Козловой О.Д. оставлены без удовлетворения.
Козлова О.Д. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 10 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 мая 2021 г. отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Козлова О.Д. указала на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Пенсионным фондом не произведен перерасчет календарного года к 9 месяцем работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем произведено уменьшение ее общего страхового стажа на 8 лет 4 месяца 15 дней, и не произведено исчисление пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ГУ - ОПФ РФ по Иркутской области) поступило ходатайство о замене стороны - ГУ-УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области его правопреемником ГУ - ОПФ РФ по Иркутской области; отзыв на кассационную жалобу, в котором ГУ - ОПФ РФ по Иркутской области указав на законность и обоснованность решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 10 февраля 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 мая 2021 г, просит их оставить без изменения. кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 марта 2021 г. ГУ - ОПФ РФ по Иркутской области реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе ГУ-УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области.
Принимая во внимание, что ГУ - ОПФ РФ по Иркутской области является правопреемником ГУ-УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области с 21 июня 2021 г, что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производит замену ГУ-УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области на его правопреемника - ГУ - ОПФ РФ по Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из трудовой книжки Козловой О.Д, в период с 17 августа 1974 г. (приказ N 88/к по ГорОНО от 15 августа 1974 г.) по 4 января 1983 г. (приказ N 115 по ГорОНО от 25 декабря 1982 г.) она работала в Мирнинском районе ЯАССР преподавателем иностранного языка в средней образовательной школе N 19 п. Надежного, с 27 января 1983 г. по 10 марта 1983 г. - в Иркутском отделении Торгово-промышленной палаты СССР старшим переводчиком; с 12 января 1984 г. по 27 декабря 1984 г. - учителем английского языка в Слюдянской восьмилетней школе N 1; с 4 января 1985 г. по 15 июля 1989 г. - машинисткой канцелярии Восточносибирского управления строительства; с 19 июля 1989 г. по 5 февраля 1990 г. - в ОРС Восточносибирского управления строительства секретарем-машинисткой базы; с 6 февраля 1990 г. по 3 января 1996 г. - в Объединенном построечном комитете 258 секретарем, а впоследствии инструктором по работе с детьми ОПК-258; с 1 октября 1996 г. по 6 сентября 1999 г. - учителем иностранного языка в Управлении образования; с 1 сентября 2000 г. по 30 июня 2001 г. - преподавателем английского языка в СФРМАТ, ИФРМАТ.
16 марта 2004 г. Козлова Д.Д. обратилась в отдел по назначению пенсий г. Саянска Иркутской области с заявлением о назначении пенсии по старости. Согласно протоколу данного пенсионного органа, страховой стаж составил 26/0/22, при требуемых 20 лет; специальный стаж 8/4/18 при требуемых 8 лет.
Период с 17 августа 1974 г. по 4 января 1983 г. учтен пенсионным фондом как работа в районах Крайнего Севера (РКС), стаж составил 8/4/18 дней.
Периоды с 27 января 1983 г. по 10 марта 1983 г.; с 12 января 1984 г. по 27 декабря 1984 г.; с 4 января 1985 г. по 15 июля 1989 г.; с 19 июля 1989 г. по 5 февраля 1990 г.; с 6 февраля 1990г. по 3 января 1996 г.; с 1 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г.; с 1 января 1998 г. по 31 декабря 1998 г.; с 1 января 1999 г. по 6 сентября 1999 г.; с 7 сентября 1999 г. по 30 ноября 1999 г.; с 1 января 2000 г. по 30 июня 2000 г.; с 1 октября 2000 г. по 31 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 февраля 2002 г. по 30 июня 2002 г. учтены как общие условия. Итого общий трудовой стаж для назначения пенсии составил 26/0/22.
Из решения Слюдянского Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Слюдянском районе Иркутской области по пенсионному делу N 079056 пенсионным фондом на основании пункта 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия по старости назначена Козловой О.Д. с 16 марта 2004 г, пожизненно. На 20 октября 2010г. страховой стаж составил 26/0/14 при требуемых 20 лет; специальный стаж 8/4/15, при требуемых 8 лет.
Период с 17 августа 1974 г. по 31 декабря 1982 г. учтен как работа в районах Крайнего Севера (РКС), стаж составил 8/4/14; условия работы учтены как "общие". Периоды с 27 января 1983 г. по 10 марта 1983 г.; с 12 января 1984 г. по 27 декабря 1984 г.; с 4 января 1985 г. по 15 июля 1989 г.; с 19 июля 1989 г. по 5 февраля 1990 г.; с 6 февраля 1990 г. по 3 января 1996 г.; с 1 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г.; с 1 января 1998 г. по 31 декабря 1998 г.; с 1 января 1999 г. по 6 сентября 1999 г.; с 7 сентября 1999 г. по 30 ноября 1999 г.; с 1 января 2000 г. по 30 июня 2000 г.; с 1 октября 2000 г. по 31 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 февраля 2002 г. по 30 июня 2002г. учтены как общие условия. Итого общий трудовой стаж для назначения пенсии составил 26/0/14.
Козлова О.Д. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной с 16 марта 2004 г. в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с уменьшением возраста, в 52 года 5 месяцев.
Козлова О.Д, указав, что периоды ее работы с 17 августа 1974 г. по 30 июня 2002 г. (с исключениями) подлежат включению в общий страховой стаж как периоды работы в районах Крайнего Севера, а, следовательно, подлежит перерасчету пенсия, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктом 6 пункта 1 статьи 28, пунктом 3 статьи 30, пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьями 18, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия оснований для включения в общий страховой стаж учтенных периодов работы, пенсионным фондом расчет страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера произведен в соответствии действовавшим законодательством, с заявлением о перерасчете размера пенсии в установленном законом порядке с приложением всех необходимых документов Козлова О.Д. в пенсионный фонд не обращалась.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.
Пенсия Козловой О.Д. назначена с 16 марта 2004 г.
Порядок обжалования решения об установлении трудовой пенсии был предусмотрен пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решение Слюдянского Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Слюдянском районе Иркутской области по пенсионному делу N 079056 Козловой О.Д. в установленном законом порядке оспорено не было.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Случаи, в которых предусмотрен перерасчет размера страховой пенсии, перечислены в части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с положениями пункта 48 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 49 указанных Правил).
Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.
Из установленных судами обстоятельств дела следует, что Козлова О.Д. в установленном порядке в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете размера пенсии с одновременным представлением всех необходимых документов не обращалась, решений по результатам правовой оценки указанных документов пенсионным фондом не принималось.
Поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обращение за перерасчетом пенсии носит заявительный характер, не обращение Козловой О.Д. в пенсионный фонд с соответствующим заявлением и необходимыми для перерасчета пенсии документами, не свидетельствует о нарушении ее прав, подлежащих судебной защите.
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований Козловой О.Д. основаны на правильном применении судом норм материального права.
Доводы кассационной жалобы Козловой О.Д. не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в судебных постановлениях, их не опровергают.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Слюдянском районе Иркутской области на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 10 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Козловой Ольги Дмитриевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.