Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-52/2021 (УИД: 38RS0013-01-2020-001040-60) по иску Сорочкина Михаила Григорьевича к администрации муниципального образования "Куйтунский район", межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания муниципального образования "Куйтунский район", областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" об установлении факта утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, признании заключения межведомственной комиссии незаконным, признании права на социальную выплату, по кассационной жалобе представителей Сорочкина Михаила Григорьевича - Ульяновой Ирины Владимировны, Сиваковой Алены Алексеевны на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сорочкин Михаил Григорьевич (далее - Сорочкин М.Г.) обратился с иском к администрации муниципального образования Куйтунский район (далее - администрация МО "Куйтунский район"), межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания МО "Куйтунский район", областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району") об установлении факта утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, признании заключения межведомственной комиссии незаконным, признании права на социальную выплату.
В обоснование заявленных требований Сорочкин М.Г. указал, что решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 18 марта 2020 г. за ним признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в том числе на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
В июле 2019 г. из-за обильных дождей дом и земельный участок были подтоплены, в результате чего дом полностью пришел в негодность.
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г. N 1078-п "Об установлении границ подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район" дом Сорочкина М.Г. включен в зону паводка.
28 декабря 2019 г. Сорочкиным М.Г. подано заявление в межведомственную комиссию, которая провела обследование помещения 20 января 2020 г. и установила, что дом попал в зону паводка, на момент осмотра в подполье вода отсутствует, печь просела, имеются трещины, строительные конструктивные элементы: полы, стены, перегородки деформированы, доски пола просели. По результатам обследования рекомендовано провести инструментальное обследование.
ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов" проведено визуально-инструментальное обследование строительных конструкций его дома.
Согласно техническому отчету от 23 мая 2020 г. N, составленному по результатам инструментального исследования, дом признан непригодным для проживания, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.
На основании данного отчета администрацией МО "Куйтунский район" принято постановление от 9 июня 2020 г. N "О признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания".
3 июня 2020 г. межведомственной комиссией сделано заключение о том, что основанием для признания помещения по адресу: "адрес", непригодным для проживания является ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Обращаясь с иском в суд, Сорочкин М.Г. ссылался на то, что межведомственная комиссия необоснованно сделала заключение о том, что дом пришел в негодность только из-за физического износа, в техническом отчете указано, что одной из основных причин образования выявленных дефектов и повреждений является то, что дом попал в зону затопления (п. 6). Поскольку жилой дом фактически непригоден для проживания, попал в зону затопления, он имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, установленной постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", однако, по причине необоснованного заключения межведомственной комиссии администрации МО "Куйтунский район" он такого права лишен.
Сорочкин М.Г. просил суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Куйтунский район в июле 2019 г, установить факт утраты жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в связи с непригодностью для проживания в аварийном состоянии и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Куйтунского района Иркутской области, признать незаконными и необоснованным заключение межведомственной комиссии от 3 июня 2020 г. N 122 о выявлении оснований для признания помещения по адресу: "адрес", непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, признать право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне - июле 2019 г. в Куйтунском районе Иркутской области в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утвержденным постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г, в удовлетворении исковых требований Сорочкина М.Г. отказано.
В кассационной жалобе представителями Сорочкина М.Г. - Ульяновой И.В. и Сиваковой А.А. ставится вопрос об отмене решения Куйтунского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Сорочкин М.Г, представители ответчиков администрации МО "Куйтунский район", межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания МО "Куйтунский район", ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 18 марта 2020 г, вступившим в законную силу 21 апреля 2020 г, за Сорочкиным М.Г. признано право собственности на жилой дом, общей площадью 35 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в силу приобретательной давности, в том числе на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Постановлением администрации МО "Куйтунский район" от 13 декабря 2019 г. N жилой дом по адресу: "адрес", включен в границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями прошедшими в июле 2019 г. на территории муниципального образования Куйтунский район.
Из акта обследования межведомственной комиссии от 20 января 2020 г. N жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", следует, что дом попал в зону паводка. На момент осмотра в подполье вода отсутствует, печь просела, имеются трещины. Строительные конструктивные элементы: полы, стены, перегородки деформированы, просадка досок пола. Межведомственной комиссией рекомендовано провести инструментальное обследование строительных конструкций специализированной организацией. По результатам обследования жилого дома принято решение о том, что заключение комиссии будет принято по итогам обследования специализированной организации.
Согласно техническому отчету N по обследованию состояния строительных конструкций одноквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", утвержденному 23 мая 2020 г. директором ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов", жилой дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу. Основными причинами образования выявленных дефектов и повреждений являются: отсутствие фундамента, гниение обвязочного венца; дом попал в зону затопления; просадка нижнего венца, стен; длительный период замачивания конструкций протечками с кровли; за годы эксплуатации капитальные ремонты и реконструкции здания не проводились. Физический износ здания в целом составляет 84, 73%. Также указано на то, что имеется два документа, в которых указаны разные годы постройки: в выписке из похозяйственной книги N лицевой счет N, выданной администрацией Уянского муниципального образования 23 марта 2020 г, год постройки жилого дома - 1969 г, в акте обследования помещения межведомственной комиссии от 20 января 2020 г. N год ввода в эксплуатацию жилого дома - 1956 г, в акте имеется ссылка на кадастровый N. Для оценки физического износа строительных конструкций и дома в целом, принят год ввода в эксплуатацию жилого дома - 1956 г. Со дня ввода в эксплуатацию прошло 64 года, что намного превышает нормативный срок службы.
Заключением межведомственной комиссии от 3 июня 2020 г. N, по результатам рассмотрения заявления от 28 декабря 2019 г, технического отчета от 23 мая 2020 г. N по обследованию состояния строительных конструкций одноквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", выполненному ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов", и на основании акта межведомственной комиссии от 20 января 2020 г. N, выявлены основания для признания жилого дома непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Постановлением администрации МО "Куйтунский район" от 9 июня 2020 г. N жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Сорочкина М.Г, суд первой инстанции, установив, что процедура оценки жилого помещения соблюдена, оспариваемое заключение межведомственной комиссии соответствует требованиям закона, с учетом процента физического износа и превышения срока эксплуатации жилого дома, выводы комиссии о выявлении оснований для признания его непригодным для проживания в связи с физическим износом являются обоснованными, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания Сорочкина М.Г. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, повлекшей утрату им жилого помещения, установления факта утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, признания незаконным и необоснованным заключения межведомственной комиссии.
Делая вывод о том, что у Сорочкина М.Г. отсутствует право на получение социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что социальная выплата предоставляется только гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, между тем, как жилой дом, принадлежащий Сорочкину М.Г, признан непригодным для проживания в результате физического износа, а не в результате наводнения.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что право собственности на жилой дом признано за Сорочкиным М.Г. по истечении более полугода после возникновения чрезвычайной ситуации.
Также суд первой инстанции сослался на то, что Сорочкин М.Г. ни лично, ни через представителя с заявлением о выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с его утратой в уполномоченный орган социальной защиты не обращался.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Сорочкина М.Г, суд апелляционной инстанции указал, что факт утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место летом 2019 года на территории Иркутской области, не нашел своего подтверждения. Установление факта утраты объекта вследствие воздействия паводка означает, что в отсутствие вызванных чрезвычайной ситуацией деструктивных факторов объект оставался бы в пригодном для проживания состоянии. Как следует из представленного в материалы дела технического отчета, на момент обследования срок эксплуатации рассматриваемого объекта превышен на 12 лет. Таким образом, без проведения капитальных ремонтов и реконструкции, учитывая степень износа и превышение срока эксплуатации более чем на 10 лет, объект не мог не прийти в аварийное состояние вне зависимости от паводка. Доказательств, что при таких характеристиках здание по-прежнему находилось в надлежащем состоянии на момент чрезвычайной ситуации, не представлено. При указанных обстоятельствах сам факт нахождения объекта в зоне паводка, указание в техническом отчете данного факта (среди прочих) в качестве причины, сказавшейся на состоянии объекта, срок эксплуатации которого давно истек, не означает, что утрата жилья вызвана именно чрезвычайной ситуацией.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно подп. "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации МО "Куйтунский район" от 29 июня 2019 г. N495-п на территории муниципального образования Куйтунский район введен режим функционирования "Повышенная готовность".
Постановлением администрации МО "Куйтунский район" от 30 июня 2019 г. N 496-п на территории Куйтунского района введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (ч. 1). Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт повреждённого жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (ч. 3).
18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
В соответствии с подп. 1 п. 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно подп. 1 п. 6 вышеуказанного Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания).
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Согласно п. 12 указанного Положения к заявлению о выдаче свидетельства прилагаются, в том числе документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина; документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; решение суда о признании права - для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения.
Согласно п. 16 вышеназванного Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений), в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; сведений о признании жилого помещения утраченным; сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты выступает наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской области.
Принимая во внимание установленные судебными инстанциями обстоятельства того, что процедура оценки жилого дома, принадлежащего Сорочкину М.Г, с целью признания его пригодным (непригодным) для проживания соблюдена, оспариваемое заключение межведомственной комиссии соответствует требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, с учетом процента физического износа и превышения срока эксплуатации жилого дома, выводы комиссии о выявлении оснований для признания его непригодным для проживания в связи с физическим износом являются обоснованными, выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания Сорочкина М.Г. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, повлекшей утрату им жилого помещения, установления факта утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, признания незаконным и необоснованным заключения межведомственной комиссии, являются правильными и соответствуют вышеприведенным нормам материального права, регулирующих спорные отношения.
При таких обстоятельствах правомерными являются и выводы судебных инстанций об отсутствии у Сорочкина М.Г. права на получение социальной выплаты, поскольку, как верно указано судами, социальная выплата предоставляется только гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, между тем, как жилой дом, принадлежащий Сорочкину М.Г, признан непригодным для проживания в результате физического износа.
Правильным являются и указания судебных инстанций на несоблюдение Сорочкиным М.Г. заявительного порядка, в соответствии с которым в целях выдачи свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты, Сорочкину М.Г. следовало обратиться в учреждение социальной защиты с соответствующим заявлением в срок по 25 декабря 2020 г, поскольку данное требование установлено п. 11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом ссылка в кассационной жалобе на то, что, обратившись с заявлением о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости Сорочкин М.Г. уведомил администрацию о наличии у него оснований для получения положенных социальных выплат в результате чрезвычайной ситуации, не свидетельствует о незаконности данного вывода, поскольку Сорочкин М.Г. с заявлением по форме, утвержденной приложением N 1 к Положению о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в уполномоченный орган - министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не обращался.
Доводы кассационной жалобы о том, что заключение межведомственной комиссии от 3 июня 2020 г. N не может являться законным и обоснованным, поскольку не соблюден установленный законом порядок создания межведомственной комиссии и порядок принятия заключения, компетентность членов комиссии не подтверждена документально, принято неполным составом межведомственной комиссии, подписано неуполномоченным лицом, межведомственная комиссия не привлекла к даче заключения экспертов, не истребовала дополнительные документы, подтверждающие дату постройки и ввода в эксплуатацию жилого дома, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений принятых по данному делу, поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, а также судом апелляционной инстанции, истец и его представители на данные обстоятельства, как на основания для признания спорного заключения межведомственной комиссии незаконным, не ссылались.
Представленным доказательствам, судами первой и апелляционной инстанций, дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судебными инстанциями оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Необоснованными являются и доводы кассационной жалобы о ненадлежащем извещении судами первой и апелляционной инстанций ответчика - межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания МО "Куйтунский район", поскольку опровергаются материалами дела. Кроме того, данный довод не свидетельствует о нарушении прав Сорочкина М.Г.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 9 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителей Сорочкина Михаила Григорьевича - Ульяновой Ирины Владимировны, Сиваковой Алены Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.