Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Железнова Е.В, судей Горенко В.А, Резниченко Е.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Липченко П.С, рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Мельниченко О.Л. в защиту интересов осужденного Магомедова Щ.Н. на приговор Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от 20 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
по приговору Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2020 года
Магомедов Щейхмагомед Насирович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", не судимый, осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 2281 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда. Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
На основании п. "а" ч. 31 ст. 72 УК РФ зачтено в срок лишения свободы время содержания Магомедова Щ.Н. под стражей с 23 июля 2020 года по 26 августа 2020 года, с 15 декабря 2020 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
На основании ч. 34 ст. 72 УК РФ зачтено в срок наказания время содержания Магомедова Щ.Н. под домашним арестом с 27 августа 2020 года по 11 сентября 2020 года из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы.
Магомедов Щ.Н. осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), совершенный группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
Преступление совершено в "адрес" в июле 2020 года в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Приговор в отношении Магомедова Щ.Н. постановлен в соответствии с главой 401 УПК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от 20 февраля 2021 года приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе адвокат Мельниченко О.Л. указывает на несправедливость приговора в связи с суровостью назначенного наказания.
Отмечает, что при назначении наказания не было учтено то обстоятельство, что осужденным по собственной инициативе, фактически за рамками заключенного досудебного соглашения, была оказана помощь правоохранительным органам в изобличении лиц, причастных к незаконному сбыту наркотических средств. Обращает внимание, что в результате содействия Магомедова были возбуждены два уголовных дела, пресечена незаконная деятельность лиц, сбывавших наркотические средства.
Ссылаясь на совокупность смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств и положительные данные о личности осужденного, указывает, что имелись веские основания для назначения Магомедову Щ.Н. более мягкого наказания, а также изменения категории преступления на менее тяжкую.
Просит изменить приговор и апелляционное определение, признав в качестве смягчающего наказание обстоятельства содействие в изобличении лиц, осуществляющих преступную деятельность, смягчить наказание, применить положения ч. 6 ст. 15 УК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу адвоката Мельниченко О.Л. заместитель военного прокурора Хабаровского гарнизона Саитгалин Р.Ш. считает доводы жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению. Просит состоявшиеся по делу решения оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката Мельниченко О.Л. - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Железнова Е.В, выступление защитника - адвоката Калачинского А.А. по доводам жалобы, мнение прокурора Савеловой Д.С, полагавшей необходимым изменить обжалуемые судебные решения: исключить из осуждения Магомедова Щ.Н. квалифицирующий признак - "с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") и смягчить назначенное наказание, проверив производство по делу в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 401.1 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационной жалобе законность приговора, определения или постановления суда, вступившего в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по делу допущены.
Уголовное дело рассмотрено судом в особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в порядке главы 401 УПК РФ.
Суд пришел к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обосновано и подтверждается собранными по делу доказательствами.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 16 "О практике применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве" разъяснено, что содеянное подсудимым может быть переквалифицировано судом, если для этого не требуется исследования собранных по делу доказательств и фактические обстоятельства при этом не изменяются.
Квалифицируя действия Магомедова Щ.Н. как покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), совершенный группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, суд оставил без внимания обстоятельства предъявленного обвинения, что повлияло на правильность юридической оценки действий осужденного.
Из предъявленного Магомедову Щ.Н. обвинения и изложенных судом в приговоре обстоятельств совершения преступления следует, что Магомедов, вступив в предварительный сговор на сбыт наркотических средств с иным лицом и действуя с ним совместно, приобрел путем изъятия из тайников, сведения о которых получил посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", наркотические средства в крупном размере, частично расфасовал их, частично хранил при себе и в автомобиле для оборудования тайников-закладок и последующего сбыта, до момента задержания при попытке оборудования очередного тайника.
Исходя из положений закона, квалифицирующий признак сбыта "с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") предполагает, что виновное лицо с использованием указанных сетей выполняет объективную сторону состава преступления, то есть сбывает наркотические средства.
Само по себе использование сети "Интернет" для приобретения наркотических средств, предназначенных для дальнейшего сбыта, не свидетельствует о наличии указанного признака. Из обстоятельств предъявленного обвинения не следует, что Магомедов вместе с соучастником преступления намеревался сбыть изъятые у них наркотические средства посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
При фактических обстоятельствах совершенного Магомедовым преступления оснований для квалификации его действий по квалифицирующему признаку "с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") не имеется, в связи с чем данный признак подлежит исключению из осуждения Магомедова, а назначенное осужденному наказание подлежит смягчению.
Оснований для смягчения наказания по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Наказание Магомедову Щ.Н. назначено с учетом всех значимых обстоятельств: характера и степени общественной опасности совершенного преступления, смягчающих наказание обстоятельств, данных о личности осужденного, которые судом исследованы всесторонне и полно, а также влияния наказания на осужденного и условия жизни его семьи. В числе смягчающих наказание Магомедова обстоятельств судом признано изобличение и уголовное преследование других участников преступлений.
В приговоре суд надлежащим образом мотивировал свое решение о назначении осужденному наказания в виде лишения свободы без применения правил ст. 73 УК РФ и с учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного преступления обоснованно указал на отсутствие оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Требования ч. 3 ст. 66 и ч. 2 ст. 62 УК РФ при назначении наказания соблюдены.
Вид исправительного учреждения назначен правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от 20 февраля 2021 года в отношении Магомедова Щейхмагомеда Насировича изменить:
- исключить из осуждения Магомедова Щ.Н. квалифицирующий признак - "с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет");
- назначенное Магомедову Щ.Н. наказание по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 2281 УК РФ смягчить до 3 лет 9 месяцев лишения свободы.
В остальном приговор и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Мельниченко О.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Железнов
Судьи: В.А. Горенко
Е.В. Резниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.