Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Аноприенко К.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трушкова Романа Витальевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии, по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю
на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения представителя ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (далее - ГУ МЧС России по Камчатскому краю) Чайковского А.С, принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, обеспечиваемой Петропавловск-Камчатским городским судом, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трушков Р.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Камчатскому краю о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 28 октября 2019 года, возложении на ответчика обязанности восстановить его (истца) на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и произвести ему (истцу) единовременную социальную выплату.
В обоснование иска указал, что с 1 января 2002 года по 27 мая 2016 года проходил службу в МЧС России по Камчатскому краю. В период прохождения службы (18 декабря 2013 года) на основании решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю с составом семьи, включающим супругу Трушкову И.Ю. и сына Трушкова М.Р. принят на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, подлежащих обеспечению жильем путем получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
28 октября 2019 года решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю он (Трушков Р.В.) был снят с учета на том основании, что 6 декабря 2011 года он и его сын Трушков М.Р. произвели отчуждение принадлежащих им долей (по 1/5 доли у каждого) в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Считает указанное решение незаконным, поскольку приходившаяся на него и на его сына (как на участников долевой собственности) площадь жилого помещения составляла 22, 32 кв.м, что менее предусмотренной учетной нормы на одного члена семьи (15 кв. м).
Факт отчуждения принадлежащих им с сыном долей в праве собственности на жилое помещение Трушков Р.В. при принятии решения о постановке на учет не скрывал, и этот факт был известен ответчику ещё в 2013 году, а потому продажа долей в праве собственности на жилое помещение по состоянию на 2011 год не может расцениваться как совершение Трушковым действий, повлекших ухудшение жилищных условий, которые бы исключали постановку его на соответствующий учет.
Просил признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 28 октября 2019 года, в соответствии с которым он с составом семьи из трех человек, в том числе супруги Трушковой И.Ю. и сына Трушкова М.Р, снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в составе семьи 3 человека: Трушков Р.В, супруга Трушкова И.Ю, сын Трушков М.Р. и произвести единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения Трушкову Р.В. с расчетом состава семьи 3 человека: Трушков Р.В, супруга Трушкова И.Ю, сын Трушков М.Р.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
Решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от28 октября 2019 года признано незаконным.
На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю возложена обязанность восстановить Трушкова Романа Витальевича на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи 3 человека: Трушков Роман Витальевич, 12 марта 1971 года рождения, супруга - Трушкова Инна Юрьевна, 23 декабря 1977 года рождения, сын - Трушков Матвей Романович, 19 марта 2007 года рождения.
В удовлетворении требований об отмене указанного выше решения от 28 октября 2019 года, о возложении обязанности на Главное управление МЧС России по Камчатскому краю произвести единовременную социальную выплату на покупку или строительства жилого помещения Трушкову Роману Викторовичу с расчетом состава семьи 3 человека: Трушков Р.В, супруга - Трушкова И.Ю, сын - Трушков М.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 18 февраля 2021 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель МЧС России по Камчатскому краю просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая, что судами не учтены доказательства того, что истец был поставлен на учет в 2013 год незаконно, в нарушение требований части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 год N 283-ФЗ, которая предусматривает правовые основания для постановки на учет для получения ЕСВ, а именно указывает срок в 5 лет, с момента ухудшения жилищных условий.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ МЧС России по Камчатскому краю поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Трушковым Р.В. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых он выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить судебные акты первой и апелляционной инстанции без изменения.
Истец Трушков Р.В. судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явился. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в результате совершения сделки по отчуждению принадлежавших истцу и сыну Трушковым долей в праве собственности на жилое помещение, истец и члены его семьи при постановке на учет не утратили право на получение единой социальной выплаты, при этом само по себе отчуждение собственности не свидетельствует о совершении истцом действий, повлекших ухудшение жилищных условий, которые бы исключали постановку на учет ранее чем через пять лет с момента их совершения.
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указала, что отчуждение Трушковым Р.В. и Трушковым М.Р. долей в праве собственности на жилое помещение не привело к возникновению нуждаемости его семьи в жилом помещении, так как даже при наличии в собственности Трушковых по 1\5 доли в праве собственности на жилое помещение у истца имелись основания для постановки на учет, поскольку приходившаяся на его долю и на долю сына Трушкова М.Р. (по 1/5 доли в праве) площадь жилого помещения составляла 22, 32 кв. м, - по 11, 16 на каждого из них, т.е. была менее учетной нормы в 15 кв.м на одного члена семьи, предусмотренной пунктом 2 части 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Судом установлено, что Трушков Р.В. с 1 января 2002 года по 27 мая 2016 года проходил внутреннюю службу в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю, имеет выслугу 26 лет 9 месяцев 4 дня.
6 декабря 2011 года Трушков Р.В. и его сын Трушков М.Р. произвели отчуждение принадлежащих им долей (по 1/5) в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 55, 8 кв.м.
16 декабря 2013 года Трушков Р.В. обратился к ГУ МЧС России по Камчатскому краю с заявлением (рапортом) с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги и сына) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно выписке из протокола от 5 марта 2014 года N 1 ответчиком принято решение о постановке Трушкова Р.В. составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, Трушков Р.В. составом семьи (супруги Трушковой И.Ю. и сыном Трушковым М.Р.) был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со ст. 53 ЖК РФ и ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, - в связи с ухудшением жилищных условий, а именно, в связи с отчуждением 6 декабря 2011 года самим Трушковым Р.В. и его сыном Трушковым М.Р. по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 55, 8 кв.м.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1 данного Закона в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений; далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
В силу п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы представителя ГУ МЧС России по Камчатскому краю, признав верными выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правильно указал, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С учетом размера площади указанного жилого помещения и приходившегося на истцов размера долей в праве собственности отчуждение ими долей в праве собственности не привело к возникновению нуждаемости его семьи в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции верно исходили из того, что факт отчуждения долей в праве собственности на жилое помещение истец не скрывал, при постановке истца на учет им не были представлены сведения не соответствующие действительности, послужившие основанием для принятия на учет.
Напротив, в материалах учетного дела нуждающегося в жилом помещении имеются выписки из единого государственного реестра недвижимости о правах лиц на имевшиеся у них объекты недвижимости, которыми подтверждается тот факт, что на момент постановки Трушкова Р.В. с семьей на учет 5 марта 2014 года ответчик обладал сведениями об отчуждении в 2011 году принадлежавших Трушковым отцу и сыну долей в праве собственности на жилое помещение. Вместе с тем комиссия удовлетворила рапорт Трушкова Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда обоснованно указала на то, что оспариваемое решение комиссии датировано 28 октября 2019 года, а обстоятельство, повлекшее его принятие, имело место в декабре 2011 года, и его пятилетний срок истек еще в декабре 2016 года, т.е. в 2019 году без изменения каких-либо обстоятельств жилищных условий истца ответчик пересмотрел свое решение и установилнамеренное ухудшение членом семьи сотрудника жилищных условий.
Как следствие, при своевременном принятии ответчиком, с учетом имеющихся у него в 2013 году сведений об отчуждении истцом и его сыном своих долей в праве собственности на жилое помещение, решения, отвечающего требованиям статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Трушков Р.В. имел возможность обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по истечении срока, установленного частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. Решение о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2019 году лишило его данной возможности, чем нарушило его права, так как с момента истечения пятилетнего срока, предусмотренного вышеуказанной нормой и принятия решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий прошло более трех лет.
Отклоняя доводы представителя ответчика, судебная коллегия обоснованно указала также на то, что со времени постановки на учет и до настоящего времени вопрос о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты не решен, ее размер подлежит установлению исходя из жилищной обеспеченности сотрудника на дату ее получения, при этом ответчик не лишен возможности учета отчужденной площади жилья при определении размера единовременной социальной выплаты, что исключит необоснованное сверхнормативное предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.