Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Куликовой И.И, судей Александровой М.В, Куратова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службы N 3 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
по кассационной жалобе ФГКУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России
на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 30 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В, прокурора Плетневой С.Н, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), филиалу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе N 3 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"; обязать Минобороны России обеспечить в срок до 31 декабря 2022 года проведение капитального ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с восстановлением отмостки 466 кв.м; заменой оконных блоков на лестничных клетках - 38 шт. (0, 75 х 1, 20) и 2 шт. (1, 78 х 1, 5); установлением металлических входных дверей - 4 шт.; заменой тамбурных дверей - 5 шт.; заменой ВРУ-04 - 1 шт.; заменой канализационных стояков Д-100 мм - 16 м; установкой бельевых площадок - 1 шт.; обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обеспечить в срок до 31 декабря 2022 года выполнение текущего ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с восстановлением герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей - 1140 п.м; ремонтом козырьков 5 шт. - 22 кв.м; ремонтом (установкой) внутренних дверей - 2 шт.; ремонтом (установкой) дверных замков - 8 шт.; ремонтом (установкой) навесов - 1 шт.; заменой электропроводки - 500 м; ремонтом подвальных помещений (замена розлива отопления Д-80 мм - 36 м, замена задвижек Д-80 мм - 1 шт.; ХВС: замена трубопровода Д-25 мм -50 м, замена задвижек Д-80 мм. - 1 шт.),
ремонтом инженерного оборудования (замена трубопровода ХВС Д-25 мм - 30 м, Д- 20 мм - 30 м; замена стояков отопления Д-20 мм - 30 м.), установкой урн - 5 шт, установкой скамеек - 5 шт.
В обоснование иска истец указал, что военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка технического состояния и оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" (военный городок N 11). Согласно акту общего сезонного весеннего осмотра указанного многоквартирного дома от 3 апреля 2020 года жилой дом требует проведения капитального и текущего ремонта. Минобороны России осуществляет правомочия собственника имущества - указанного многоквартирного дома, который находится на обслуживании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 19 февраля 2021 года, с учётом определения об исправлении описки от 18 марта 2021 года, исковые требований удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" N "адрес", улица "адрес", дом "адрес".
Возложена обязанность на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31.12.2022 произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", а именно: восстановление отмостки 466 кв.м; замену оконных блоков на лестничных клетках - 38 шт. (0, 75 х 1, 20) и 2 шт. (1, 78 х 1, 5); установку металлических входных дверей - 4 шт, замену тамбурных дверей - 5 шт, замену ВРУ-04 - 1 шт, замену канализационных стояков Д-100 мм - 16 м, установку бельевых площадок - 1 шт.
Возложена обязанность на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31.12.2022 произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская "адрес" а именно: восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей - 1140 п.м; ремонт козырьков 5 шт. - 22 кв.м; ремонт (установка) внутренних дверей - 2 шт.; ремонт (установка) дверных замков - 8 шт.; ремонт (установка) навесов - 1 шт.; замена электропроводки - 500 м; ремонт подвальных помещений (замена розлива отопления Д-80 мм - 36 м, замена задвижек Д-80 мм - 1 шт, ХВС: замена трубопровода Д-25 мм - 50 м, замена задвижек Д-80 мм - 1 шт.), ремонт инженерного оборудования (замена трубопровода ХВС Д-25 мм - 30 м Д-20 мм - 30 м, замена стояков отопления Д-20 мм - 30 м), установка урн - 5 шт.; установка скамеек - 5 шт.
При недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ, возложена обязанность на Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на указанные цели.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 30 июня 2021 года решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19 февраля 2021 года отменено в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности при недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ выделить денежные средства на указанные цели. Вынесено в данной части новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
Абзац четвёртый резолютивной части решения суда изложен в новой редакции:
"Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31.12.2022 произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", а именно: восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей - 1140 п.м; ремонт козырьков 5 шт. - 22 кв.м; ремонт (установка) внутренних дверей - 2 шт.; ремонт (установка) дверных замков - 8 шт.; ремонт (установка) навесов - 1 шт.; замена электропроводки - 500 м; ремонт подвальных помещений (замена розлива отопления Д-80 мм - 36 м, замена задвижек Д-80 мм - 1 шт, ХВС: замена розлива отопленияД-80 мм - 36 м, замена задвижек Д-80 мм - 1 шт.); ремонт инженерного оборудования (замена трубопровода ХВС Д-25 мм - 30 м, Д-20 мм - 30 м, замена стояков отопления Д-20 мм - 30 м), установка урн - 5 шт.; установка скамеек - 5 шт.".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ставится вопрос об отмене решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 19 февраля 2021 года в части, оставленной без изменения, и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 30 июня 2021 года, просит вынести новое решение. В обоснование жалобы указал, что решение о проведении текущего ремонта является правомочием собственника Министерства обороны РФ, которое осуществляет финансирование, находящегося в его ведении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Акты осмотров жилого дома являются основанием для принятия собственником решения о производстве ремонтных работ. Однако собственник дома такое решение не принял. До момента пока собственник не принял в установленном порядке решение о проведении текущего ремонта и не довёл его до ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, требования военного прокурора являются необоснованными и подлежат отклонению.
Военной прокуратурой Восточного военного округа направлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 28.05.2021г. отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
За Минобороны России закреплены на праве оперативного управления в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 19.02.2018 N 399 жилые помещения, входящие в состав жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"
При этом названным приказом прекращено право оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" объектами имущества, в том числе жилым домом, расположенным по адресу: "адрес"
В целях выполнения возложенных на Минобороны России функций приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В соответствии с пунктом 3 названного приказа, пунктом 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ", утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 03.03.2017 N 607, основной деятельностью учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации.
26 сентября 2017 года между государственным заказчиком - Министерством обороны РФ, осуществляющим правомочия собственника жилищного фонда, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации, и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России (управляющая организация) заключён договор управления жилищным фондом, закреплённым за Вооруженными Силами РФ, N 3-УЖФ/ВВО-1. В приложении к договору указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: ЕАО, Биробиджанский район, с. Птичник, ул. Старый Аэропорт, д. 11 (военный городок N 11).
Из акта приёма-передачи от 2017 года следует, что указанный многоквартирный жилой дом передан в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России. Также в акте указано, что дом является пятиэтажным, год постройки - 1982, сведения о последнем капитальном ремонте отсутствуют. Согласно сведениям технического паспорта год постройки многоквартирного жилого дома - 1980.
По результатам проведения весеннего осмотра (03.04.2020) и осеннего осмотра (25.09.2020) указанного многоквартирного дома установлено неудовлетворительное состояние подвального помещения (отопления, холодного водоснабжения, канализации, электрощитовой), общедомовых инженерных сетей (холодного водоснабжения, отопления, электроснабжения), внешних стен дома (межпанельных швов, козырьков), отмостки, внутриподъездной отделки, окон и дверей (входных и квартирных), дверных замков, требующих ремонта. Выявлена необходимость установления урн, скамеек, бельевой площадки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований, установив, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" находится в состоянии, требующем как капитального, так и текущего ремонта, собственник (Минобороны России), а также уполномоченная им организация, на балансе которой состоит этот дом (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), надлежащих мер к проведению таких ремонтов не принимают, в связи с чем, нарушаются жилищные права граждан, проживающих в названном доме, в условиях, не отвечающих санитарным требованиям, а также требованиям безопасности.
Суды признали незаконным бездействие собственника спорного объекта недвижимости - Минобороны России, выразившееся в непринятии надлежащих мер по проведению капитального ремонта здания, возложили обязанность по проведению капитального ремонта (восстановление отмостки, замена оконных блоков на лестничных клетках, установка металлических входных дверей, замена тамбурных дверей, замена ВРУ-04, замена канализационных стояков, установка бельевой площадки) на Минобороны России, как на собственника объекта недвижимости, а обязанность по проведению текущего ремонта - на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как управляющую организацию, принявшую на себя в силу договора от 26 сентября 2017 года обязательства по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по текущему ремонту дома должна быть возложена на собственника имущества - Министерство обороны РФ являются несостоятельными. В соответствии с положениями Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 03.03.2017 г. N 607, учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества обеспечивает содержание (эксплуатацию), включая проведение текущего ремонта.
Доводы кассационной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" повторят доводы, изложенные в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана верная, обоснованная оценка.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда с выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с принципом правовой определенности не допускается пересмотр окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 387 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19 февраля 2021 года в части, оставленной без изменения, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.