Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н, судей Вишневской С.С, Храмцовой Л.П, при секретаре судебного заседания Гончаренко Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головач Николая Владимировича к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" о взыскании задолженности по оплате труда, по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 июня 2021 года, которым исковые требования удовлетворены. С Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" в пользу Головач Николая Владимировича взыскана задолженность по оплате труда за период с марта 2020 года по февраль 2021 года в размере 130236, 77 рублей, компенсация морального вреда в сумме 2000 рублей.
Заслушав доклад судьи Вишневской С.С, судебная коллегия
установила:
Головач Н.В. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю", просил взыскать оплату труда с марта 2020 года по февраль 2021 года в размере 130236, 77 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
В обоснование требований указал, что в период времени с марта 2020 года по февраль 2021 года истец являлся... 696 ОСОФ, находящегося на финансовом обеспечении ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" и привлекался к работе в ночное время, а также сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни, к выполнению обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей. Согласно окончательного расчета, произведенного с истцом за время работы, ему не оплачена работа днем в количестве 58 часов, работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только на 100%, работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена в размере 235% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок, так же недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. 8 часов работы днем в выходные и нерабочие праздничные дни оплачены в размере 200% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только в 100% оклада. 288 часов работы за временно отсутствующего работника оплачены без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных и стимулирующих надбавок. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате оплатой труда составила 130236, 77 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и
на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ч. 1 ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 предусмотрены выплаты при совмещении профессий (должностей), зон обслуживания, увеличения объема работы или выполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в соответствии со ст.151 ТК РФ, (п.13) с особенностями для членов экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливает плату в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.
В силу статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством (часть 1); минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2); конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются локальным нормативным актом, трудовым договором (часть 3).
Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации" гражданскому персоналу установлен коэффициент за каждый час работы в ночное время в размере 35 % часовой ставки (должностного оклада).
Согласно Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545, основанием для выплаты гражданскому персоналу оплаты труда являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Судом установлено, что Головач Н.В. в спорный период работал... 696 ОСОФ, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю".
Материалами дела подтверждается, что истец в период времени с марта 2020 года по февраль 2021 года в составе экипажа... привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, сверх нормы рабочего времени без компенсации предоставлением другого дня отдыха, а также к выполнению обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец работал в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени без предоставления дней отдыха за работу в эти дни, привлекался к выполнению обязанностей временно отсутствующего работника, однако, заработная плата за указанные периоды работы выплачены исходя из установленного оклада без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь ст.ст. 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада), за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени; каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, суд удовлетворил заявленные требования.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, следовательно, должны, по смыслу ч.ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П дана оценка конституционности ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 3.5 указанного Постановления следует, что при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Приведенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П позиция аналогична по своему содержанию разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1557-О-О, решении Верховного Суда РФ от 07.06.2006 N ГКПИ06-526.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании доплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, за исполнение обязанностей недостающего члена экипажа с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
Исходя из системного толкования норм права (ст.ст. 149, 151, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации) следует, что работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежит оплате в повышенном размере с учетом всех доплат: компенсационных и стимулирующих надбавок, предусмотренных системой оплаты труда. Иное не будет соответствовать принципам обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении заработной платы истца за работу в ночное время, выходные или нерабочие праздничные дни, а также при выполнении обязанностей временно отсутствующего работника должны учитываться все предусмотренные компенсационные и стимулирующие выплаты, поскольку они являются неотъемлемой частью оплаты труда и должны начисляться на все периоды работы.
Разрешая исковые требования, суд, учитывая, что заработная плата истцу выплачивалась в размере, не соответствующем требованиям действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что работодатель имеет задолженность перед истцом по начислению и выплате заработной платы, согласившись с представленным расчетом.
Учитывая установленный факт нарушения трудовых прав работника, суд в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованно с учетом конкретных обстоятельств дела, требований соразмерности, разумности и справедливости взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
Решение суда основано на исследованных судом доказательствах, соответствует установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, оснований к его отмене в порядке ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.