Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ямпольской В.Д.
судей Чирьевой С.В, Таран А.О.
по докладу судьи Чирьевой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Ус О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ Упрдор "Черноморье" к Стечишиной С.В. об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя ФКУ Упрдор "Черноморье" на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2020 г, Заслушав доклад судьи Чирьевой С.В. об обстоятельствах дела, содержании решения, апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия
установила:
ФКУ Упрдор "Черноморье" обратилось в суд с иском к Стечишиной СВ. об изъятии путем выкупа для федеральных нужд и прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером "N... ", расположенный по адресу: "Адрес... ", "Адрес... "", "Адрес... " "б", принадлежащего Стечишиной С.В.
В обоснование иска указано, что в рамках государственной программы РФ "Развитие транспортной системы" (2018 - 2024 г.г.), утвержденной Правительством Российской Федерации от "Дата... " "N... ", ФКУ Упрдор "Черноморье" выполняет мероприятия по реализации проекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск -Керчь на участке км 47 - км 52 (обход "Адрес... "), Краснодарский край". Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от "Дата... " "N... "-р утверждена документация по планировке территории объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км. 47 - км. 52 (обход "Адрес... "), Краснодарский край". Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск- Керчь на участке км. 47- км. 52 (обход "Адрес... "), Краснодарский край", подлежат изъятию для государственных нужд РФ и предоставлению в постоянное бессрочное пользование ФКУ Упрдор "Черноморье".
В соответствии с проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), лист "N... ", предусмотрено изъятие земельного участка "N... ", общей площадью 700 кв.м, для размещения объекта. На основании ходатайства ФКУ Упрдор "Черноморье" от 25.02.2019г. "N... " распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от "Дата... " "N... "-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд РФ земельного участка с кадастровым номером "N... ", общей площадью 700 кв.м. (п. 68 Приложения). Пунктом 2 указанного распоряжения истцу поручено обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков в целях обеспечения реализации проекта. Земельный участок с кадастровым номером "N... ", площадью 700 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.
Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, "Адрес... ", ДНТ "Южное", "Адрес... " "б", принадлежит на праве собственности Стечишиной СВ, о чем в ЕГРН "Дата... " сделана запись регистрации "N... ". В силу п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от "Дата... " N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") предусмотренного подп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма. В соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства ФКУ Упрдор "Черноморье" письмом "N... " от 10.04.2019г. уведомило ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копию Распоряжения Росавтодора от "Дата... " "N... "-р в его адрес письмом с объявленной ценностью, квитанция и опись вложения "N... " от "Дата... " Согласно сведениям официального сайта Почты России, письмо с объявленной ценностью "N... " от "Дата... " возвращено отправителю из-за истечения срока хранения "Дата... ".
Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 23:37:0720001:1205 определен в соответствии с Отчетом от "Дата... " "N... ", составленными независимым оценщиком ООО "ГЕО Инвест-Информ". Размер возмещения за изымаемый земельный участок составил 714 700 руб. 00 копеек, в том числе; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0720001:1205 составляет 714 700 руб. 00 копеек; рыночная стоимость права требования возмещения убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:37:0720001:1205, составляет 0 руб. 00 копеек. Указанную сумму возмещения истец просил взыскать в пользу ответчика за изъятие земельного участка, принадлежащего ответчику в счет государственных нужд.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от "Дата... " иск удовлетворен частично.
Суд решил:
Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности Стечишиной С.В. на земельный участок с кадастровым номером "N... ", площадью 700 кв.м, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, "Адрес... ", ДНТ "Южное", "Адрес... " "б", посредством перечисления со стороны Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог" "Черноморье" Федерального дорожного агентства" денежной суммы (возмещения) в размере 1 "... " включающую в себя: рыночную стоимость земельного участка в сумме "... ", убытки, связанные с регистрацией прав в сумме "... ", прочие убытки в сумме "... ", упущенную выгоду в размере недополученных платежей в сумме "... ", на расчетный счет Стечишиной Светланы Владимировны или на депозитный счет нотариуса.
Взыскать с Стечишиной С.В. государственную пошлину в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в размере "... "
Решение суда в части изъятия земельного участка у ответчика Стечишиной С.В. подлежит немедленному исполнению. Отменить обеспечительные меры, принятые определением Анапского районного суда Краснодарского края от "Дата... " в обеспечении иска Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" к Стечишиной С.В. об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, по вступлению решения суда в законную силу.
Отменить запрет Управлению Росреестра по Краснодарскому краю осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером "N... ", площадью 700 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, "Адрес... ", ДНТ "Южное", "Адрес... " "б", кроме действий по государственной регистрации возникновения права Российской Федерации в связи с изъятием указанного земельного участка на основании решения суда по вступлению решения суда в законную силу.
Исполнение решения в части отмены обеспечительных мер поручить Анапскому городскому отделу судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ Упрдор "Черноморье" по доверенности О.Н. Жур просит решение суда, как незаконное и необоснованное отменить в части размера возмещения за земельный участок и убытков, в связи с изъятием участка, и принять в этой части новое решение, определив размер компенсации в связи с изъятием земельного участка, принадлежащего ответчику 714 700 рублей, так же, для принятия объективного и законного решения в этой части, просил суд апелляционной инстанции назначить по настоящему гражданскому делу повторную судебную оценочную экспертизу в целях определения размера возмещения рыночной стоимости земельного участка ответчика, в связи с несогласием с заключением эксперта ООО "СТЭА" "ФИО"4 "N... " от "Дата... ", которая назначалась по ходатайству представителя ответчика Гребнева М.В. Ходатайство о назначении повторной оценочной экспертизы было заявлено ранее в суде первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, но судом отказано в ее назначении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ Упрдор "Черноморье" по доверенности Бурмас В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить в части размера возмещения, определив его размер, исходя из представленного истцом отчета к иску.
Представитель Стечишиной С.В.- Гребнев М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, о чем свидетельствует имеющиеся в материалах дела соответствующие уведомления.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, судебная коллегия, в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явки.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, указанных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ в редакции, действующей с 01.04.2015г, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Глава VII ЗК РФ в редакции, действующей с "Дата... ", допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 Кодекса).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01.04.2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч. 2 ст. 26 Федерального закона N499-ФЗ).
Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в ст. 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 01.04.2015г. (ч. 4 ст. 26 Федерального закона N499-ФЗ).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.
К государственным или муниципальным нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров РФ; строительство, реконструкцию перечисленных в п.2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (п. 3 ст. 49 ЗК РФ).
Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в п.1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015г. N442.
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 56.4 ЗК РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
Согласно распоряжению Министерства транспорта РФ от 05.02.2018г. "N... "-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А - 290 Новороссийск-Керчь на участке км. 47-км 52 (обход "Адрес... "), Краснодарский край) утверждена документация по планировке территории объекта, являющаяся приложением к настоящему распоряжению.
Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск -Керчь на участке км. 47 - км. 52 (обход "Адрес... "), Краснодарский край", подлежат изъятию для государственных нужд РФ и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор "Черноморье".
В соответствии с проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), лист "N... " (ПК116), а также перечнем от 01.04.2019г. "N... "-р земельных участков, подлежащих изъятию предусмотрено: изъятие земельного участка с кадастровым номером "N... ", площадью700 кв.м. для размещения объекта.
Пунктом 3 ст. 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.04.2015г.) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.
С 01.04.2015г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ, подп. 3 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (п.п.2, 4 ст.56.10 3К РФ).
10.04.2019г. (исходящий "N... ") в адрес ответчика Стечишиной С.В. было направлено уведомление, как правообладателю земельного участка, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от "Дата... " 715-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 -км 52 сод "Адрес... "), Краснодарский край"" принято решение об изъятии части земельного участка с кадастровым номером "N... ", площадью 700 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", ДНТ "Южное", "Адрес... " "б".
Данный факт подтверждается представленной описью почтовых вложений от "Дата... " "N... ".68/10, квитанцией об отправке почтовой корреспонденции "N... ".01 от "Дата... ", а также почтовым идентификатором "N... " с отметкой "Дата... " "возврат отправителю из-за истечения срока хранения".
В соответствии, с п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно, представленной стороной истца выписки ЕГРН от 15.05.2019г, земельный участок с кадастровым номером "N... " площадью 700+/-19 кв.м, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства и огородничества. Почтовый адрес: Краснодарский край, "Адрес... ", ДНТ "Южное", "Адрес... " "б", принадлежит Стечишиной С.В. на праве собственности, о чем в ЕГРН "Дата... " сделана запись регистрации "N... ". Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано. Сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (п. 2 ст. 56.5 ЗК РФ), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (п. 1 ст. 567 ЗК РФ, ст. 56.10 ЗК РФ), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
До 01.04.2015г. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С "Дата... " необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (ст. 281 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 56.4, п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).
С 01.04.2015г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (ст. 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (ст. 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (ст. 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного (законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.04.2015г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 01.04.2015г. редакция ст. 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Правовое регулирование, введенное Федеральным законом N499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений ст. 26 названного Закона.
Частью 1 ст. 26 Федерального закона N499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона N 499-ФЗ.
Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015г, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII. 1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме.
Аналогичным образом необходимо решать вопрос о соблюдении установленной положениями главы VII.1 ЗК РФ процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если до 01.04.2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным п. 2 ст. 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Размер возмещения за земельный участок площадью 700 кв.м. с кадастровым номером "N... ", расположенного по адресу: "Адрес... " 1 "б", определен истцом, в соответствии с Отчетом от 07.05.2019г. N 183/19-0, составленным независимым оценщиком ООО "ГЕО Инвест-Информ", который составил "... ", в том числе: рыночная стоимость земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером "N... " по состоянию на дату оценки "Дата... ", составляет "... "; рыночная стоимость права требования возмещения убытков, причиняемых правообладателю изъятием земельного участка 0 (ноль) рублей.
Согласно положительному заключению "N... " от 13.05.2019г, данному на Отчет "N... " от 07.05.2019г. "Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером "N... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", ДНТ "Южное", "Адрес... " "б" для государственных нужд Российской Федерации" Отчет об оценке соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998г. в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального а, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Итоговая величина стоимости отраженная в отчете (стоимость объекта оценки) подтверждается. Стоимость соответствует рыночной стоимости, как наиболее вероятной, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, в рамках вида проводимой экспертизы.
21.06.2019г. ФКУ Упрдор "Черноморье" направил заказной корреспонденцией с описью почтовых вложений в адрес ответчика Стечишиной С.В. Соглашение в связи с изъятием путем прекращения права собственности земельного участка целях обеспечения реализации проекта, акт приема-передачи недвижимого имущества, что подтверждается имеющимся в материалах дела кассовым чеком об отправке бандероли "N... ".05.
Поскольку Государственная программа РФ "Развитие транспортной системы" (2018-2024гг.), утвержденная Правительством РФ от 20.12.2017г. "N... ", распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 01.04.2019г. "N... "-р до настоящего времени не отменены, не признанными незаконными или не действующими, а также, учитывая доводы, представленные в обоснование заявленных исковых требований, суд пришел к обоснованному выводу, что требования ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" к Стечишиной С.В. об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок обоснованы и подлежат удовлетворению.
Для установления размера равноценного возмещения за изымаемый земельный участок, определением Анапского районного суда от "Дата... " по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно выводам представленного заключения "N... " от "Дата... " эксперта ООО "СТЭА" "ФИО"4 размер возмещения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", ДНТ "Южное", "Адрес... " "б", включающий в себя рыночную стоимость по состоянию на дату экспертизы земельного участка с кадастровым номером "N... ", площадью 700 кв.м, назначение "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для садоводства и огородничества", расположенного по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", ДНТ "Южное", "Адрес... " "б", составит "... " прочие убытки определены в сумме "... ", упущенная выгода определена в сумме "... "
С учетом того, что апеллянтом обжалуется решение в части размера возмещения, и размера убытков, понесенных ответчиком, в связи с изъятием и прекращением права на земельный участок, для государственных нужд, судебная коллегия, исходя из существа спора, в связи с различием указанной в отчете об оценке истца размера возмещения и в заключении эксперта, для объективности и законности принятия решения, определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от "Дата... " по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению экспертизы "N... " от "Дата... " ООО "НЭК "Фаворит" стоимость равноценного возмещения за изымаемый для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером 23: "N... ", площадью 700 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, "Адрес... ", ДНТ "Южное" "Адрес... " "Б", в том числе размер убытков, причиненных в результате изъятия для государственных нужд указанного земельного участка, составляет "... ". Размер возмещения убытков и упущенной выгоды от изъятия земельного участка определен экспертом в размере "... ".
Заключение составлено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ. Заключение эксперта отвечает требованиям ст. ст. 55, 59 - 60 ГПК РФ, содержит подробное описание результатов исследования, выводы эксперта мотивированы. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы, сомневаться в них, у судебной коллегии не имеется, эксперт имеет необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности и не заинтересован в исходе дела. Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, не представлено.
Выводы судебной повторной оценочной экспертизы, свидетельствуют о том, что суд первой инстанции правильно определилразмер возмещения, исходя из представленного заключения "N... " от "Дата... " эксперта ООО "СТЭА" "ФИО"4.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о чрезмерности взысканной компенсации в счет возмещения, убытков и упущенной выгоды, не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы решения, и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оценка доказательствам дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, соответствует нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, нарушений норм права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Также, с учетом норм ст.98 ГПК РФ, с истца подлежат взысканию судебные расходы за проведение повторной судебной оценочной экспертизы в пользу ООО "Независимая экспертная компания "Фаворит" в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Анапского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2020 г, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ Упрдор "Черноморье" - без удовлетворения.
Взыскать с ФКУ Упрдор "Черноморье" в пользу ООО "Независимая экспертная компания "Фаворит" судебные расходы за проведение экспертизы в размере 50 000 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.