Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6033/2020 по иску Карабановой Галины Александровны к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N1 Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - ООО "Жилкомсервис N1 Калининского района Санкт-Петербурга") об исключении из платёжного документа платы за оказание услуг холодного и горячего водоснабжения на общие домовые нужды по кассационной жалобе Карабановой Г.А. на решение Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 21 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского от 27 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карабанова Г.А. обратилась в суд с иском к ООО "Жилкомсервис N1 Калининского района Санкт-Петербурга" об исключении из платёжного документа платы за оказание услуг холодного и горячего водоснабжения на общие домовые нужды многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", конструктивные особенности которого не предусматривают возможности потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского от 27 апреля 2021 г, в удовлетворении иска Карабановой Г.А. отказано.
В кассационной жалобе Карабановой Г.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает обоснованными доводы кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Такие нарушения допущены судом при рассмотрении данного дела.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Карабанова Г.А. проживает в "адрес" по адресу: "адрес", управление которым осуществляет ООО "Жилкомсервис N1 Калининского района Санкт-Петербурга".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекса), частью 3 статьи 30, пунктом 3 части 2 статьи 153, статьёй 155, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), исходил из обязанности истца, как собственника жилого помещения, нести расходы по содержанию общего имущества в силу закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что истцом не предоставлено доказательств ненадлежащего оказания услуг управляющей организацией по содержанию общего имущества включая уборку мест общего пользования с использованием холодного и горячего водоснабжения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда огбщей юрисдикции полагает, что выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам действующему законодательству.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя и приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
В силу пункта 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе оплату расходов на оплату холодной воды, горячей воды, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306) при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными Правилами (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", вступившем в действие с 1 января 2017 г, в ряд нормативных правовых актов, включая Правила N 491 и Правила N 354, внесены изменения, в том числе понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" изменено на "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, применяемый для расчёта размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (пункт 29 Правил N 306).
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Как усматривается из искового заявления у истца, как потребителя услуги, возникли сомненения относительно возможности оказания услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, в связи с тем, что, по её утверждению, конструктивные особенности многоквартирного дома не предусматривают возможность потребления соответствующих коммунальных услуг (оказание услуги "иждивением потребителя").
В нарушение части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса суд не определил, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, не вынес обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из характера спорных правоотношений, на которые распространяется, в том числе действие законодательства о защите прав потребителей, суд не предложил ответчику предоставить доказательства наличия конструктивной и технической возможности потребления многоквартирным домом общедомовых услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, ограничившись суждением о недоказанности истцом ненадлежащего оказания услуг управляющей организацией по содержанию общего имущества включая уборку мест общего пользования с использованием холодного и горячего водоснабжения, что не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права не устранены согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса судом апелляционной инстанции, что влечёт несоответствие судебного постановления принципам законности и обоснованности и, как следствие, отмену и направление дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, с учётом всех установленных обстоятельств и с соблюдением требований закона разрешить заявленные требования по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского от 27 апреля 2021 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.