Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Защитниковой А.М, Кощеевой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению акционерного общества "Куприт" к Региональной службе по тарифам Кировской области об оспаривании решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N 29/3-ТКО-2019 "О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-тко-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Куприт", по апелляционной жалобе ФАС России на решение Кировского областного суда от 4 июня 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя Федеральной Антимонопольной Службы России - "данные изъяты", представителей акционерного общества "Куприт" "данные изъяты", "данные изъяты", представителя Министерства охраны окружающей среды Кировской области - "данные изъяты", представителя Региональной службы по тарифам Кировской области - "данные изъяты" заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11 декабря 2018 года N44/78-ТКО-2019 "О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт", вступившим в силу с 1 января 2019 года, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт" на территории Кировской области на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года (согласно приложению N1).
Данное решение опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Кировской области www.rstkirov.ru, 11 декабря 2018 года, на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, 14 декабря 2018 года.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27 августа 2019 года N29/3-ТШ-2019 "О внесении изменения в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11 декабря 2018 года N44/78-тко-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "КУПРИТ", вступившим в силу с 1 сентября 2019 года, внесено изменение в вышеуказанное решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11 декабря 2018 года на период с 01 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года (согласно приложению N1).
Данное решение опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Кировской области www.rstkirov.ru, 29 августа 2019 года, на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, 30 августа 2019 года.
Акционерное общество "Куприт" обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N29/3-ТКО-2019 "О внесении изменений в решение правления региональной службы по Кировской области от 11.12.2018 N44/78-ТКО-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт".
В обоснование заявленных требований, административный истец указал на установление оспариваемым постановлением тарифа в экономически необоснованном размере, с нарушением пункта 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 3 постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора".
По мнению административного истца, оспариваемое решение, принятое во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы от 23.07.219 N АД/63116/19, об исключении из состава необходимой валовой выручки АО "Куприт" расходов по статье "транспортировка" в размере 269 126 720 рублей как экономически необоснованных, противоречит вышеперечисленным законоположениям, т.к. окончательная стоимость транспортирования твердых коммунальных отходов сформировалась путем проведения открытых аукционов в соответствии с конкурсной документацией. Подобное, необоснованное, по мнению административного истца, снижение тарифа нарушает права Общества, делая невозможным исполнение взятых им на себя обязательств в качестве регионального оператора.
Решением Кировского областного суда от 11 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано недействующим решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N 29/3-ТКО-2019 "О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-ТКО-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт" со дня его принятия.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года решение Кировского областного суда от 11 декабря 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба РСТ Кировской области, апелляционная жалоба ФАС России, апелляционное представление прокуратуры Кировской области - без удовлетворения
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года решение Кировского областного суда от 25 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года оставлено без изменения, кассационная жалоба ФАС России без удовлетворения.
Кассационным определением Верховного суда РФ от 20 января 2021 года решение Кировского областного суда от 25 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Кировского областного суда от 04 июня 2021 года административное исковое заявление АО "Куприт" удовлетворено.
Признано недействующим решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N 29/3-ТКО-2019 "О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-ТКО-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт" со дня его принятия.
Не согласившись с решением суда, ФАС РФ подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании заявленных требований указано, что судом первой инстанции не были учтены выводы ВС РФ, о возможности использовать сведения из подготовленной ООО "Большая тройка" электронной модели Территориальной схемы обращения с отходами на территории Кировской области для определения расходов на транспортирование ТКО в случае непредставления региональным оператором обоснования заявленных расходов, а также на неправомерность выводов судов по статьям затрат "Амортизация", "Строительство и эксплуатация мусороперегрузочных станций", "расходы на оплату налога на доходы физических лиц" при расчете расходов на фонд оплаты труда. Судом первой инстанции сделан неправомерный вывод, что орган регулирования обязан был запросить дополнительные сведения у регулируемой организации. Судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о недопустимости выдачи ФАС России предписаний об установлении конкретного размера НВВ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Прокуратурой Кировской области, Министерством охраны окружающей среды Кировской области, ООО "Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов", АО "Куприт" представлены возражения на апелляционную жалобу, в которой он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
РСТ Кировской области представлен отзыв на апелляционную жалобу в котором поддержали позицию ФАС России, просили решение суда первой инстанции отменить, жалобу ФАС России удовлетворить.
Представитель Федеральной Антимонопольной Службы России "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представители акционерного общества "Куприт" - "данные изъяты", "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Региональной службы по тарифам Кировской области "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы ФАС России поддержал, просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства охраны окружающей среды Кировской области - "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В заключении прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения. Которым в удовлетворении требований АО "Куприт" должно быть отказано.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов (затрат), в том числе, производственных расходов; административных расходов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату; нормативной прибыли; расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Пунктом 14 Основ ценообразования в области обращения с ТКО установлено, что приоритетным (в случае оказания работ (услуг) по нерегулируемым государством ценам) методом определения экономической обоснованности расходов является метод определения цены исходя из цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
Из материалов дела следует, что на основании результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области от 06.04.2018 N 2 между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО "Куприт" заключено соглашение от 24.04.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области.
В соответствии с пунктом 1.3. Соглашения АО "Куприт" на 10 лет присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области.
В соответствии с пунктом 1.5. Соглашения зоной деятельности АО "Куприт" является вся территория Кировской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области, утверждённой распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 N 20.
Учитывая, что в зоне деятельности АО "Куприт" образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории Кировской области, в соответствии с пунктом 2.1.3 Соглашения Обществом проведены торги для определения расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов.
По результатам торгов и экспертизы экономической обоснованности затрат, проведенной тарифным органом, стоимость услуг по транспортированию ТКО на территории Кировской области, составила 1 327 582, 24 тыс. руб.
Решением правления РСТ Кировской области от 11 декабря 2018 года N44/78-тко-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт", для административного истца был установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки РСТ Кировской области ФАС России была проверена правильность расчета и утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами.
По результатам проверки в адрес РСТ Кировской области внесено предписания от 23.07.2019 года NАД/63116/19 об исключении необоснованного, по мнению ФАС России, включенных в НВВ АО "Куприт" при расчете единого тарифа региональному оператору на 2019 год расходов, так как была завышена начальная (максимальная) стоимость этих услуг путем включения в расчет следующих затрат:
расходов на финансовую аренду мусоровозов на шасси MAN стоимостью 11 335 593 руб. при возможности приобретения схожих по техническим характеристикам транспортных средств на шасси КАМАЗ стоимостью 6 286 017 руб.; выплат по лизингу в размере 12 % годовых; применения срока амортизации в размере 5 лет;
расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов при средней заполняемости мусоровозов, используемых для перевозки твердых коммунальных отходов на первом плече в размере 85%, а не 100 %;
расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, так как включение данных расходов в состав НВВ регионального оператора не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
расходов на НДФЛ, поскольку данные расходы не являются расходами регулируемой организации и соответственно не должны включаться в состав НВВ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во исполнение предписания ФАС России РСТ Кировской области принято оспариваемое решение, что послужило основанием для обращения за судебной защитой АО "Куприт".
Решением Кировского областного суда от 11 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано недействующим решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N 29/3-ТКО-2019 "О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-ТКО-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт" со дня его принятия.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года решение Кировского областного суда от 11 декабря 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба РСТ Кировской области, апелляционная жалоба ФАС России, апелляционное представление прокуратуры Кировской области - без удовлетворения
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года решение Кировского областного суда от 25 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года оставлено без изменения, кассационная жалоба ФАС России без удовлетворения.
Кассационным определением Верховного суда РФ от 20 января 2021 года решение Кировского областного суда от 25 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Кировского областного суда от 04 июня 2021 года административное исковое заявление АО "Куприт" удовлетворено.
Признано недействующим решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N 29/3-ТКО-2019 "О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-ТКО-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт" со дня его принятия.
Повторно рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что при формировании НВВ АО "Куприт" тарифным органом были приняты составляющие, в которые не были включены расходы и суммы, указанные в предписании ФАС России. Кроме того, ФАС России в рамках государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) не вправе в выдаваемых ею предписаний устанавливать конкретный размер необходимой валовой выручки, на основании которой устанавливаются тарифы. Исключение из НВВ АО "Куприт" на 2019 год сумм, которые по мнению органа тарифного регулирования и антимонопольного органа, являются экономически необоснованными, в отсутствие запросов о предоставлении дополнительных материалов в обоснование расходов, включенных в НВВ свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку влечёт для него расходы, которые вопреки п.2 ст.24.9 Закона об отходах производства и потребления и не компенсируются за счет установленного тарифа и лишают его права на предоставление дополнительных документов в подтверждение обоснованности таких расходов.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе:
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133, устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.
Таким образом, Правила проведения торгов регламентируют порядок ведения торгов, при этом цена договоров, заключаемых между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО, впоследствии подлежит анализу со стороны органов регулирования на предмет экономической обоснованности фактически сложившихся затрат.
Само по себе наличие договора, заключенного на торгах, не является основанием для безусловного включения в НВВ Общества всех, связанных с его исполнением, затрат в полном объеме, без проверки обстоятельств его исполнения.
Действующим в сфере тарифного регулирования законодательством определено единство подхода по формированию затрат организаций, независимо от способа осуществления работ (непосредственно сотрудниками регулируемой организации, либо работниками подрядных организаций), как не влияющего на набор (объем) выполняемых работ и услуг производственного характера; пунктом 7 Основ ценообразования на тарифный орган возложена обязанность по исключению из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Данная позиция содержится в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2019 N 81-АПА19-1
Кроме того, при определении плановых расходов на транспортирование ТКО необходимо в первую очередь руководствоваться положениями Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Согласно подпункту "е" пункта 8 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями.
Таким образом, регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в НВВ, в том числе расходов на транспортирование ТКО, экономическое обоснование исходных данных.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при установлении тарифов из НВВ исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе ленные при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;
д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.
Таким образом, расходы на транспортирование ТКО рассчитываются исходя из экономически обоснованных расходов на основании подробного расчета всех являющих данной услуги, которые впоследствии являются основой начальной максимальной цены услуги по транспортированию ТКО, а результаты торгов на транспортирование ТКО (в том числе торгов, проведенных на понижение НМЦК) являются составляющей фактических значений расходов, которые впоследствии подлежат анализу со стороны органа регулирования при установлении тарифов в последующих периодах регулирования на предмет экономической обоснованности.
Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями.
Таким образом, регулируемая организация обязана в соответствии с действующим законодательством предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе в отношении расходов на транспортирование ТКО, экономическое обоснование исходных данных.
Регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления его деятельности. В связи с указанным на неё возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа на очередной расчетный период регулирования. При этом исполнение данной обязанности влечет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех возможно и объективно существующих обстоятельств.
Между тем, каких-либо документов подтверждающих обоснованность расходов на финансовую аренду мусоровозов на шасси MAN, выплат по лизингу, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов при средней заполняемости мусоровозов на первом плече в размере 85% не представлено и не подтверждено.
При этом, в кассационном определение Верховного суда РФ от 20 января 2021 года N10-КАД20-6-К6, которым были отменены решение Кировского областного суда от 25 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2020 года, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года указано на нарушение норм законодательства при утверждении решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11 декабря 2018 года N44/78-ТКО-2019 при утверждении единого тарифа на услуги регионального оператора, заключающиеся в неправомерном применении срока амортизации в размере 5 лет вместо 10, включения в состав расходов по транспортировке ТКО расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, включении в НВВ АО "Куприт" при расчете тарифа на 2019 год по статье расходов "Фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала" сумм налога на доходы физических лиц.
Как следует из положений пункта 17 Правил регулирования, решение об утверждении единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО принимается на основании представленных регулируемой организацией основывающих материалов и экспертного заключения органа регулирования, Вместе с тем в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования, регламентирующим содержание экспертного заключения, анализируемый объем материалов может не ограничиваться представленными регулируемой организацией материалами. Таким образом, Орган регулирования был вправе провести анализ экономической обоснованности на основе иных сведений, не представленных регулируемой организацией, но отвечающих признакам относимости и достоверности.
В соответствии с пунктом 2 Правил регулирования разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области ращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 года N1130, электронная модель территориальной схемы представляет собой информационную систему, включающую в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, работки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обоснованность использования вышеуказанных сведений подтверждается тем фактом, что указанные сведения о расходах, в том числе на транспортирование ТКО, взаимосвязаны с технико-экономическими показателями деятельности операторов по обращению с отходами, основаны на официальных данных о месте расположения твердых коммунальных отходов, логистических путях транспортирования указанных отходов до полигонов по обработке, захоронению, утилизации ТКО, сведениях о количестве необходимых основных средств для транспортирования накопленных ТКО.
Вместе с тем вывод суда, что сведения о затратах на транспортировку ТКО, держащиеся в Электронной модели, не были положены в основу формирования ЦК на транспортирования ТКО, не влияет на обоснованность использования Органом регулирования указанных данных для оценки заявленных АО "Куприт" сходов на транспортирование ТКО в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования.
При этом вывод суда первой инстанции о невозможности установления методом экономически обоснованных расходов затрат регионального оператора на транспортирование ТКО с использованием прогнозных значений затрат тонального оператора, которые могут не быть фактически понесенными региональным оператором, со ссылкой на письма операторов по транспортированию в которых указывалось, что ими использовался иной транспортный парк, противоречит положениям пункта 92 Основ ценообразования, в соответствии с которым тариф для регионального оператора рассчитывается исходя из прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора. При этом на необходимость использования значений территориальной схемы указывает, в том числе абзац пятый пункта 90 Основ ценообразования.
Вопреки выводу суда первой инстанции, разница между прогнозным значением необходимой валовой выручки и фактически понесенными расходами регионального оператора в силу пункта 11 Основ ценообразования учитывается органом регулирования при проведении корректировки ранее установленного тарифа на основе бухгалтерской и статистической отчетности.
При этом, судебная коллегия отмечает, что соответствии с пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утверждённого постановлением Российской Федерации 27.06.2013 N 543, которым предусмотрено полномочие ФАС России по выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений. Поскольку нарушение состоит из включения в НВВ регулируемой организации экономически необоснованных расходов, ФАС России вправе установить размер таких расходов и предписать их к исключению, в результате чего математически будет определена величина НВВ. Следовательно, подобное указание в Предписании ФАС России не является реализацией полномочий РСТ Кировской области по установлению тарифов.
Учитывая изложенное, обжалуемое судебное решение, принятое при неправильном применении норм материального права и при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского областного суда от 4 июня 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Куприт" об оспаривании решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N 29/3-ТКО-2019 "О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-тко-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Куприт" отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Кировский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 октября 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.