Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Рогожиной Е.В, Савинова К.А, при секретаре
Кощеевой Р.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Чувашской Республики к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим в части абзаца сорок седьмого раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2020 года N 762 (в редакции от 12 мая 2021 года N 189), по апелляционной жалобе Кабинета Министров Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 июня 2021 года с учетом определения об исправлении описки от 10 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителя Кабинета Министров Чувашской Республики - Петровой О.Б, представителя Министерства здравоохранения Чувашской Республики - Мандравиной Т.Н, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Прокуратура Чувашской Республики обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца сорок седьмого раздела VII в части установления размера подушевого норматива финансирования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2020 N 762 (в редакции от 12 мая 2021 года N189).
В обоснование иска указано, что оспариваемой Территориальной программой установлены подушевые нормативы финансирования в меньшем объеме по сравнению с нормативами, содержащимися в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года N 2299 в части установления подушевых нормативов финансирования за счет средств областного бюджета (в расчете на 1 жителя).
Решением Верховного Суда Чувашской Республики 18 июня 2021 года административное исковое заявление прокуратуры Чувашской Республики удовлетворено, признан недействующим абзац сорок седьмой положения раздела VII "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования" Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2020 года N 762 в части указания подушевого норматива в размере: в 2022 году - 2117, 7 рублей; в 2023 году - 2129 рублей. Кабинет Министров Чувашской Республики обязан в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять нормативный правовой акт, предусматривающий установление подушевых нормативов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (в расчете на 1 жителя), не ниже средних подушевых нормативов финансирования, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", а также опубликовать в издании "Вести Чувашии" сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере указанного издания.
Не согласившись с решением суда, Кабинет Министров Чувашской Республики обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указав, что судом первой инстанции не обоснованы выводы о признании недействующим абзаца сорок седьмого раздела VII Программы, так как отклонение от оспариваемых показателей предусмотрено федеральной программой, а также информационными письмами. Также полагает, что административные исковые требования заявлены на будущий период, возникновение которого носит вероятный характер, зависит от бюджетных ассигнований, установленных в законах о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года, о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 год, что не может с очевидностью свидетельствовать о наступлении нарушения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чувашской Республики в будущем. Чувашская Республика является дотационным регионом, объем, которых ежегодно уточняется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В связи с чем, вопрос выделения дополнительных бюджетных ассигнований на 2022-2023 год на сокращение дефицита территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи может быть рассмотрен только при подготовке проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов с учетом дополнительных источников финансирования. При рассмотрении административного искового заявления были затронуты интересы Министерства финансов Чувашской Республики, которое не было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Решение Верховного Суда Чувашской Республики в части его исполнения в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу неисполнимо.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Петрова О.Б. и представитель Министерства здравоохранения Чувашской Республики Мандравина Т.Н. просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не установилаи считает его правильным.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством Российской Федерации Постановлением от 28 декабря 2020 N 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, содержащая также сведения о средних подушевых нормативах финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2021 году в размере 3 726, 3 рубля, 2022 году - 3 875, 3 рубля и 2023 году - 4 030, 3 рубля.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 81 указанного Федерального закона в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установилобъемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а дополнительные виды и дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также условия оказания медицинской помощи могут быть предусмотрены Территориальной программой при условии выполнения финансовых нормативов, установленных Федеральной программой.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъект Российской Федерации должен учитывать наряду с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2020 года N 762 в соответствии с вышеуказанным Постановлением утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая устанавливает, в том числе, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок и условия предоставления медицинской помощи (раздел VII Территориальной программы).
Разделом VII Территориальной программы предусмотрены подушевые нормативы финансирования за счет средств областного бюджета (в расчете на 1 жителя) в 2021 году - 3726, 3 рублей, 2022 году - 2117, 7 рублей, 2023 году - 2129, 0 рублей.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики и территориальная Программа официально опубликованы на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru 30 декабря 2020 года, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 декабря 2020 года, печатном издании "Вести Чувашии" от 26 февраля 2021 года N7.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения Территориальной программы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права граждан, поскольку снижают уровень государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Сопоставление оспариваемых положений о нормативах объема медицинской помощи, средних нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативах Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы свидетельствует о том, что Правительством Кировской области названные нормативы определены в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что региональные нормы вступают в противоречие с федеральным правовым регулированием, поскольку нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, устанавливаемые Территориальной программой, должны соответствовать Федеральной программе, устанавливающей названные нормативы как средние показатели, являющиеся государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в меньшем размере.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не привлечен к участию в деле Министерство финансов Чувашской Республики, судом апелляционной инстанции откланяются, так как обжалуемым решением не затрагиваются права данного лица.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что суд, вынося оспариваемое решение, вышел за пределы заявленных административно исковых требований, поскольку был признан недействующим не целый абзац, а только его часть, в которой идет указание на размер подушевого норматива.
Что касаемо доводов жалобы о том, что принятое судом решение является неисполнимым, поскольку приведение Программы в соответствие с Федеральной программой находится в прямой зависимости от уточнений, вносимых в республиканский бюджет Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы, не является основанием для отмены оспариваемого решения.
При этом, судебная коллегия отмечает, что в соответствии со ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене состоявшегося по делу решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия подателя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства дела, определили применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, и полно и всесторонне исследовав собранные по делу доказательства, постановилзаконное и обоснованное решение. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Чувашской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.