Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Катаева Анатолия Геннадьевича об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 23 марта 2021 года N от 23 марта 2021 года N, об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Катаева Анатолия Геннадьевича на решение Пермского краевого суда от 12 июля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Катаев А.Г. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 23 марта 2021 года N 23 марта 2021 года N об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных земельных участков, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает законные интересы административного истца, влечет увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога.
Решениями Государственного бюджетного учреждения "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 23 марта 2021 года N, от 23 марта 2021 года N заявления Катаева А.Г. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости возвращены без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Полагает, что указанные решения Государственного бюджетного учреждения "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" не соответствуют требованиям части 11 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Решением Пермского краевого суда от 12 июля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Катаева А.Г. об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 23 марта 2021 года N, от 23 марта 2021 N об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости отказано.
Административным истцом Катаевым А.Г. подана апелляционная жалоба на решение Пермского краевого суда от 12 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указывает, что им было предъявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года, отчет об оценке был сформирован на указанную дату, поскольку спорным является именно кадастровая стоимость земельных участков за 2019 год. Кроме того, в постановлении Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N937-п не устанавливается имеет ли данное постановление обратную силу и распространятся ли на период до его вступления в законную силу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).
Федеральным законом N 269-ФЗ от 31 июля 2020 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Вместе с тем, пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате (предшествующей 1 января 2023 года) перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия такого решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Из приведенных правовых норм следует, что если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Аналогичное по своему содержанию толкование норм вышеприведенных федеральных законом изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N 973-п в Пермском крае установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года и с указанной даты на территории Пермского края кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости устанавливается Государственным бюджетным учреждением "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Как следует из материалов дела, Катаев А.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" и земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена на основании приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года NСЭД-31-02-2-2-1393 по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1 703 650, 57 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена на основании приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года NСЭД-31-02-2-2-1393 по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4 755 360 рублей.
Не согласившись с такими результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, Катаевым А.Г. 22 марта 2021 года в Государственное бюджетное учреждение "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" поданы заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N в размере равном их рыночной стоимости, с приложением отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на дату оценки 1 января 2019 года.
Решениями Государственного бюджетного учреждения "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 23 марта 2021 года N от 23 марта 2021 года N заявления возвращены без рассмотрения в соответствии с требованиями пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Государственным бюджетным учреждением "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" правомерно оставлены без рассмотрения заявления Катаева А.Г. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N в размере равном их рыночной стоимости, поскольку заявления поданы по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Согласно части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
В части 5 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" указано, что к заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 9 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению.
На основании части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, в том числе, в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
При проверке пакета документов на соответствие Государственным бюджетным учреждением "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" было установлено, что приложенная к заявлению копия отчета об оценке датируется 24 февраля 2021 года. Рыночная стоимость объектов оценки определена по состоянию на 1 января 2019 года, а заявления об установлении кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости поступили в Государственное бюджетное учреждение "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" 22 марта 2021 года, то есть по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, Государственным бюджетным учреждением "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" было верно указано на несоответствие поданных заявлений требованиям пунктов 1, 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в связи с чем заявления административного истца правомерно оставлены без рассмотрения.
Доводы апелляционной жалобы Катаева А.Г. основаны на неверном толковании норм права и вышеизложенные выводы не опровергают.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Катаева Анатолия Геннадьевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.