Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Муромцевой Л.К, судей Масленникова С.А, Борченко Д.Ю, при секретаре Чеботаревой М.Д, с участием прокурора Скворцова О.В, адвоката Грачева А.Н, осужденной Нелюбиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинова Р.З. на приговор Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Муромцевой Л.К, выступление прокурора Скворцова О.В, поддержавшего доводы кассационного представления, мнение адвоката Грачева А.Н, осужденной Нелюбиной Н.В. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия
установила:
по приговору Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 марта 2021 года
Нелюбина Надежда Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес", гражданка РФ, судимая 29 октября 2019 года Стерлитамакским городским судом Республики Башкортостан по п. "г" ч.3 ст.158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, условно с испытательным сроком 1 год, осуждена по ч.3 ст.30, п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
На основании ч.5 ст.74 УК РФ условное осуждение по приговору Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 года отменено.
На основании ст.70 УК РФ путем частичного присоединения к наказанию по настоящему приговору неотбытой части по приговору Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 года, назначено Нелюбиной Н.В. окончательное наказание 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Срок наказания Нелюбиной Н.В. постановлено исчислять с момента вступления приговора в законную силу.
Мера пресечения Нелюбиной Н.В. изменена, взята под стражу в зале суда.
Зачтено Нелюбиной Н.В. в срок отбытия наказания период содержания её под стражей с 19 марта 2021 года до момента вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в колонии общего режима.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 марта 2021 года не обжаловался.
По приговору суда Нелюбина Н.В. признана виновной в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических веществ, в крупном размере.
Преступление совершено при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинов Р.З. просит приговор в отношении Нелюбиной Н.В. отменить, направить дело на новое судебное рассмотрение, мотивируя тем, что суд в описательно-мотивировочной части приговора при изложении описания преступного деяния, признанного доказанным, указал, что преступные действия в сфере незаконного оборота наркотических средств в крупном размере совершены Нелюбиной Н.В. группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при этом квалифицировал их только по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, иные признаки совершения преступления, такие как "с использованием средств информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"" и "группой лиц по предварительному сговору", при квалификации содеянного фактически оставлены без внимания и юридической оценки. Считает, что суд допустил явное противоречие в собственных выводах относительно применения уголовного закона. Кроме того, вопрос о зачете времени предварительного содержания Нелюбиной Н.В. под стражей также разрешен с существенным нарушением уголовного закона. Суд не учел, что положения ч. 3.1 ст. 72 УК РФ о порядке исчисления срока содержания под стражей введены в действие Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ одновременно с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ, ограничивающей категорию осужденных, на которых правила п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ не распространяются. Положениями ч. 3.2 ст. 72 УК РФ определено об исчислении времени содержания под стражей в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении лиц, осужденных за преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ.
Определив кратный зачет срока содержания под стражей из расчета один день за полтора дня лишения свободы, суд неправильно применил уголовный закон и необоснованно улучшил положение осужденной, фактически сократив реальный срок наказания, определенный к отбытию.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами кассационных жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения закона были допущены судом первой инстанции.
На основании ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым, постановленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основанным на правильном применении уголовного закона.
Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна соответствовать требованиям ст. 307 УПК РФ и приговор должно содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления.
Указанные требования закона судом первой инстанции при постановлении обвинительного приговора не соблюдены.
Как следует из описания преступного деяния, признанного судом доказанным, преступные действия в сфере незаконного оборота наркотических средств в крупном размере совершены Нелюбиной Н.В. группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в крупном размере.
Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств дела, установленных судом на основании совокупности приведенных в приговоре доказательств, действия Нелюбиной Н.В. были квалифицированы по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ как покушение на незаконный сбыт наркотических веществ, совершенное в крупном размере.
Однако иные квалифицирующие признаки совершенного Нелюбиной Н.В. преступления, такие как "с использованием средств информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"" и "группой лиц по предварительному сговору", при квалификации содеянного фактически оставлены судом первой инстанции без внимания и юридической оценки.
Таким образом, суд допустил явное противоречие в собственных выводах относительно применения уголовного закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что приговор в отношении Нелюбиной Н.В. подлежит отмене с передачей дела в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение в ином составе суда, в ходе которого необходимо учесть, в том числе все доводы кассационного представления, и принять законное, обоснованное решение.
Кроме того суд допустил существенные нарушения уголовного закона, а именно нарушения требований Общей части УК РФ.
Санкция п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет лишения свободы.
Согласно абзацу 2 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 58 от 22.12.2015 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" если в результате применения статей 66 и (или) 62 УК РФ либо статей 66 и 65 УК РФ срок или размер наказания, который может быть назначен осужденному, окажется менее строгим, чем низший предел наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, то наказание назначается ниже низшего предела без ссылки на статью 64 УК РФ.
Назначая осужденной Нелюбиной Н.В. наказание за преступление, предусмотренной ч.3 ст.30, п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ, суд применил положения ч.3 ст.66, ч.1 ст.62 УК РФ, при этом указал, что максимальное наказание, которое может быть назначено Нелюбиной Н.В. за указанное преступление, не может превышать 10 лет лишения свободы, то есть является низшим пределом лишения свободы, предусмотренным санкцией ч.4 ст.228.1 УК РФ. Далее суд, ссылаясь на правовую позиции выраженную в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", пришел к выводу о назначении Нелюбиной Н.В. наказания без ссылки на ст.64 УК РФ.
Вместе с тем, совокупность обстоятельств, смягчающих наказание, а именно: активное способствование раскрытию преступления, полное признание вины, раскаяние в содеянном, факт воспитания Нелюбиной Н.В. не в полной семье с несовершеннолетнего возраста, прохождение подсудимой курса лечения от наркотической зависимости, поведение подсудимой в ходе судебного заседания, суд признал исключительной и пришел к выводу о назначении Нелюбиной Н.В. наказание с учётом положений, предусмотренных ст.64 УК РФ, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
Таким образом, при назначении наказания по ч.3 ст.30, п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ, суд допустил противоречия в своих выводах о применении (не применении) ст.64 УК РФ при назначении Нелюбиной Н.В. наказания.
В том числе вопрос о зачете времени содержания Нелюбиной Н.В. под стражей также разрешен судом с существенным нарушением уголовного закона.
Согласно ст. 72 УК РФ, ст. 308 УПК РФ зачету в срок отбытия наказания подлежит время, в течение которого лицо было задержано, или к нему применялись меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.
Разрешая вопрос о зачете времени содержания под стражей до вступления приговора в законную силу, суд применил положения п. "б" ч. 3.1 ст.72 УК РФ и произвел указанный зачет из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, оставив без внимания, что в силу ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей осужденных за преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день вне зависимости от вида исправительной колонии.
Положения п. "б" ч. 3.1 ст.72 УК РФ применению в отношении Нелюбиной Н.В. не подлежали.
Суд необоснованно применил льготные условия зачета времени содержания Нелюбиной Н.В. под стражей, что повлекло незаконное сокращение назначенного срока лишения свободы, явилось существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела, искажающим саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Кроме того, исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, нашедшей свое отражение в Постановлении Пленума от 29 ноября 2016 года N 55 "О судебном приговоре", при назначении наказания в виде лишения свободы по совокупности преступлений или приговоров вид исправительного учреждения, в котором должен отбывать наказание осужденный, и режим данного исправительного учреждения указываются в приговоре только после назначения окончательного наказания.
Однако приговор Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 марта 2021 года указанным требованиям уголовно-процессуального закона не отвечает.
В том числе, суд неверно указал место отбывания Нелюбиной Н.В. наказания, которое, согласно п. "б" ч.1 ст.58 УК РФ, предусматривает исправительную колонию общего режима, а не колонию общего режима, как это указано в описательно-мотивировочной и резолютивной части приговора.
Принимая во внимание тяжесть инкриминированного Нелюбиной Н.В. деяния, сведения о её личности, с учетом наличия в материалах дела существенных и достаточных оснований для изоляции Нелюбиной Н.В. от общества на период рассмотрения дела в суде, судебная коллегия считает необходимым на основании ч. 1, ч. 3 ст. 255 УПК РФ избрать в отношении Нелюбиной Н.В. меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 3 месяца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.13, 401.14, 401.15, 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 марта 2021 года в отношении Нелюбиной Надежды Викторовны отменить, уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в ином составе.
Избрать в отношении Нелюбиной Надежды Викторовны меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 3 месяца, то есть до 26 января 2022 года.
Кассационное представление заместителя прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинова Р.З. удовлетворить.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.