Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Тимохина И.В, Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 августа 2021 года кассационную жалобу Гулымоновой О.А. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2021 года по административному делу N 2а-1936/2020 по административному исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах Гулымоновой Ольги Алексеевны к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об отмене решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности вновь рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, мнение старшего прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан (далее также - прокурор, административный истец), действуя в интересах Гулымоновой О.А, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее - администрация).
Из содержания административного иска следует, что прокурором проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой установлено, что Гулымонова О.А, "данные изъяты" года рождения, является участником трудового фронта и членом семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Так, 29 декабря 2015 года Гулымонова О.А. подарила ФИО6 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
12 февраля 2020 года Гулымонова О.А, продолжая проживать в означенном жилом доме и сохранив право пользования им и регистрацию в нем, обратилась в администрацию с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
19 февраля 2020 года общественной комиссией по жилищным вопросам администрации принято решение об отказе в принятии Гулымоновой О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду того, что не истек 5-летний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Прокурор полагает, что применение общественной комиссией по жилищным вопросам администрации при рассмотрении заявления положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации необоснованно, поскольку умышленных действий по ухудшению жилищных условий Гулымонова О.А. не совершала, отчуждение по договору дарения от 29 декабря 2015 года жилого помещения обусловлено отсутствием возможности содержать помещение.
Прокурор с учетом произведенного уточнения административных исковых требований просил суд: признать незаконными действия администрации, выразившиеся в отказе Гулымоновой О.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; отменить решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации от 19 февраля 2020 года, 5 августа 2020 года об отказе Гулымоновой О.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязать администрацию вновь рассмотреть заявление Гулымоновой О.А. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2021 года, прокурору отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 17 августа 2021 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Гулымонова О.А, выражая несогласие с выводами судов и повторно приводя доводы, ранее отраженные в ее апелляционной жалобе и апелляционном представлении прокурора, просит отменить вышеуказанные судебные акты в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, поскольку это привело к принятию неправильных судебных актов, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
По мнению подателя жалобы, в деле имеются предусмотренные законом условия для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Проверив материалы административного дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что Гулымонова О.А. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно договору дарения от 29 декабря 2015 года Гулымонова О.А. подарила ФИО6 (дочери) 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
12 февраля 2020 года Гулымонова О.А, продолжая проживать в означенном жилом доме и сохранив право пользования и регистрацию в нем, обратилась в администрацию с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 февраля 2016 года N 342 установлена учетная норма жилого помещения на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не более 12 кв.м общей площади на одного человека.
Из протокола от 19 февраля 2020 года N 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации следует, что рассматривался вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отношении Гулымоновой О.А, установлено, что она проживает и зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", общая площадь жилого помещения 63, 2 кв.м, зарегистрирован и проживает 1 человек, собственником жилого помещения является дочь заявителя, 13 января 2016 года жилое помещение было отчуждено в пользу дочери.
Распоряжением администрации N от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Гулымоновой О.А. на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым внесены изменения в пункт 1 протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, указано: отказать в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Гулымоновой О.А. на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отказ Гулымоновой О.А. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении основывается на: обеспеченности ее жилой площадью свыше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления; неистечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные прокурором административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о правомерности решения администрации, поскольку отсутствовали правовые основания для постановки Гулымоновой О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Так, со дня совершения дарения Гулымоновой О.А. 2/3 доли жилого дома ФИО6 не истекло пять лет, а кроме того несмотря на отсутствие в собственности Гулымоновой О.А. жилого помещения, она приобрела и сохраняет право пользования жилым домом, обеспечена жилой площадью выше учетной нормы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что имеются правовые основания для принятия администрацией решения об отказе в постановке Гулымоновой О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" корреспондируют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующим порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 54 Жилищного кодекса Российской Федерации)
К членам семьи собственника жилого помещения согласно пункту 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (пункт 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции не соглашается с доводами кассационной жалобы об ошибочности выводов судов и о том, что имеются предусмотренные законом условия для удовлетворения административных исковых требований прокурора, поскольку означенные утверждения не подтверждаются материалами дела.
Правильными являются выводы судов о законности оспариваемых действий и решений администрации, поскольку при вышеизложенных обстоятельствах отсутствовали правовые основания для постановки Гулымоновой О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гулымоновой О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 15 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.