Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Мухаммаджонова М.Х. угли и его защитника Цыпленкова Е.А., на вступившие в законную силу постановление судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 30 января 2020 г. и решение судьи Нижегородского областного суда от 14 февраля 2020 г., вынесенные в отношении Мухаммаджонова М.Х. угли (далее - Мухаммаджонов М.Х.у.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 30 января 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 14 февраля 2020 г, Мухаммаджонов М.Х.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Мухаммаджонов М.Х.у. и его защитник Цыпленков Е.А. просят отменить названные судебные акты, приводя доводы о их незаконности, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мухаммаджонова М.Х.у. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 29 января 2020 г. в 17 часов 05 минут по адресу: "адрес", выявлен гражданин Республики Узбекистан Мухаммаджонов М.Х.у, который в нарушение требований части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ), с 21 января 2019 г. - момента аннулирования разрешения на временное проживание на территории Российской федерации, уклонился от выезда с территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Мухаммаджонова М.Х.у. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется, в том числе Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 2 данного Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию, на временное пребывание в Российской Федерации, относится разрешение на временное проживание.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных
образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания документов, в том числе сведений АС ЦБДУИГ, приобщенных к материалам дела, следует, что на основании решения ГУ МВД России по Нижегородской области от 24 марта 2017 г. УФМС России по Нижегородского области Мухаммаджонову М.Х.у. 6 апреля 2017 г. выдано разрешение на временное проживание иностранного гражданина N, со сроком действия - ДД.ММ.ГГГГ
Решением ГУ МВД России по Нижегородской области от 21 января 2019 г. с N, названное разрешение на временное проживание иностранного гражданина аннулировано.
Вместе с тем, как следует из представленных в Первый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой материалов, вступившим 21 ноября 2020 г. в законную силу, решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 9 октября 2020 г, вынесенному по результатам рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению Мухаммаджонова М.Х.у. к ГУ МВД России по Нижегородской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области, начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД по Нижегородской области Лохину В.Г. об оспаривании решения об аннулировании разрешения на временное проживание иностранному гражданину на территории Российской Федерации, решение ГУ МВД России по Нижегородской области (в форме заключения с N Управления по вопросам миграции ГУМВД России по Нижегородской области, утвержденного начальником ГУ МВД России по Нижегородской области) от 21 января 2019 г. об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданину Республики Узбекистан Мухаммаджонову М.Х.у. признано незаконным и отменено.
Учитывая, что срок действия вышеуказанного разрешения на временное проживание иностранного гражданина истекал 24 марта 2020 г, то изложенное свидетельствует о том, что право иностранного гражданина Мухаммаджонова М.Х.у. на временное пребывание в Российской Федерации на дату вмененного ему административного правонарушения - 21 января 2020 г, восстановлено.
Следовательно, привлечение обжалуемыми судебными актами Мухаммаджонова М.Х.у. к административной ответственности за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, нельзя признать правомерным, а условие, при котором образуется событие обсуждаемого административного правонарушения - утратилось.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Мухаммаджонова М.Х.у. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Мухаммаджонова М.Х. угли и его защитника Цыпленкова Е.А. удовлетворить.
Постановление судьи Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 30 января 2020 г. и решение судьи Нижегородского областного суда от 14 февраля 2020 г, вынесенные в отношении Мухаммаджонова М.Х. угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.