Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя муниципального унитарного предприятия Ардатовского муниципального района Республики Мордовия "ЖКХ "Ардатовское" директора Слепцова М.П. (далее - Слепцов М.П.), на вступившие в законную силу постановление судьи Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 24 марта 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 6 апреля 2021 г., вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия Ардатовского муниципального района Республики Мордовия "ЖКХ "Ардатовское" (далее - МУП "ЖКХ "Ардатовское") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 24 марта 2021 г, МУП "ЖКХ "Ардатовское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов по месту фактического осуществления деятельности полигона твердых бытовых отходов по адресу: Республика Мордовия, город Ардатов, юго - восточная окраина, 1790 метров от ориентира улицы Снегирева, дом N 1А, на срок 90 суток.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 6 апреля 2021 г, указанное постановление судьи районного суда 24 марта 2021 г. изменено, а именно: срок назначенного административного наказания в виде административного приостановления деятельности МУП "ЖКХ "Ардатовское" снижен до 60 суток. В остальной части названное постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель МУП "ЖКХ "Ардатовское" директор Слепцов М.П. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы о их незаконности.
Прокуратура Ардатовского района Республики Мордовия, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, представила возражения на неё, в которых указывает на законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения МУП "ЖКХ "Ардатовское" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 данной статьи, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 2 июня 1998 г. N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.
Из пункта 2 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 467 следует, что исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 2 июня 1998 г. N 89-ФЗ.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона от 2 июня 1998 г. N 89-ФЗ исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 2 июня 1998 г. N 89-ФЗ определено понятие: размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.
Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. N 16 введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г, по истечении десяти дней после дня их официального опубликования (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01, здесь и далее по тексту указаны санитарные правила, действовавшие на момент совершения административного правонарушения).
Согласно СанПиН 2.1.7.1038-01 предусмотрено следующее:
организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов (пункт 2.3 СанПиН 2.1.7.1038-01);
для полигонов, принимающих менее 120 тыс.м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО (пункт 3.9 СанПиН 2.1.7.1038-01);
территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение (пункт 4.2 СанПиН 2.1.7.1038-01);
по требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов (пункт 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01);
минимальная освещенность рабочих карт первой очереди принимается 5 люксов (пункт 4.5 СанПиН 2.1.7.1038-01);
к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб (пункт 4.7 СанПиН 2.1.7.1038-01);
складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре 5°С - не позднее 3-х суток со времени складирования ТБО. Организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, обеспечивает безопасное в санитарно - гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов (пункты 5.1, 8.5 СанПиН 2.1.7.1038-01);
на территории полигона не допускается сжигание ТБО и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (пункт 5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01);
контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон (пункт 6.1, 6.2 СанПиН 2.1.7.1038-01);
для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения допустимых пределов уровней шума, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно - защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона. Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных каналах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, pH, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели.
Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарнозащитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновывается в проекте производственного контроля полигонов и согласовывается с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, колититр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН (пункты 6.4-6.9 СанПиН 2.1.7.1038-01).
В силу пункта 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505, владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, 14 июня 2017 г. между МУП "ЖКХ "Ардатовское" и Администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия заключен договор о передаче в безвозмездное пользование полигона ТБО, находящегося в собственности Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, общей площадью 55 716 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Ардатов, юго - восточная окраина, 1790 метров от ориентира улицы Снегирева, дом N 1А.
МУП "ЖКХ "Ардатовское" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности на указанном полигоне в соответствии с лицензией Росприроднадзора Республики Мордовия на данную деятельность N 013 - 00119 от 5 июля 2017 г.
Названный полигон включен в Государственный реестр объектов размещения отходов за N 13-00003-3-00592-250914 на основании Приказа Росприроднадзора от 13 ноября 2017 г. N 587, назначение данного объекта - захоронение отходов. Проектная вместимость данного полигона 800 000 куб.м. или 200 000 тонн.
В ходе проверки деятельности по исполнению требований экологического, санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства в деятельности МУП "ЖКХ "Ардатовское", проведенной прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия, 9 февраля 2021 г. выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, которые несут потенциальную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан и негативно влияют на окружающую среду, а именно:
в нарушение пункта 2.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 на полигоне ТБО по вышеуказанному адресу не разработаны регламент работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, контроль за составом поступающих отходов, не осуществляется (полигон работает ежедневно с 8 до 17 часов);
в нарушение пункта 3.9 СанПиН 2.1.7.1038-01 траншейная схема складирования ТБО на полигоне не применяется;
в нарушение пункта 4.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны забетонирована частично, легкое ограждение данной зоны отсутствует;
в нарушение пункта 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 не применяется дезраствор в контрольно-дезинфицирующей установке для ходовой части мусоровозов, расположенной на выезде из полигона. Обработка ходовой части мусоровозов осуществляется опилками, перемешанными с сухой хлорной известью;
в нарушение пункта 4.5 СанПиН 2.1.7.1038-01 освещение рабочих карт первой очереди (минимум 5 люкс) не осуществляется;
в нарушение пункта 4.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб отсутствуют;
в нарушение пункта 5.1, 8.5 СанПиН 2.1.7.1038-01 складирование ТБО допускается не только на рабочей карте полигона, отходы ТБО беспорядочно складируются на всей площади полигона. Работа по уплотнению складируемых отходов производится формально и поверхностно, в виду изношенного технического состояния бульдозера ДТ - 75, используемого для этих целей на полигоне ТБО. С целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции складированных отходов ТБО, котлованы не вырываются, экскаватор для этих целей не используется. У сторонних организаций грунт для этих целей также не закупается и не завозится на полигон ТБО, в связи с чем промежуточная изоляция уплотненного слоя ТБО не осуществляется, что приводит к нарушению требований инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 2 ноября 1996 г.;
в нарушение пункта 5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 меры по недопущению самовозгорания ТБО не принимаются, пересыпка грунтом складируемых отходов не осуществляется. Сборный железобетонный резервуар или пруд для пожаротушения емкостью не менее 50 куб.м. (с учетом расхода воды на наружное пожаротушение не менее 10 л/с) отсутствует;
в нарушение пунктов 6.1, 6.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 с целью исключения несанкционированного складирования отходов, содержащих радионуклиды, поступающие на полигон отходы проходят радиационный дозиметрический контроль с использованием прибора (дозиметр гамма излучения ДКГ-07Д "Дрозд", дата производства - 23 января 2012 г.), который не имеет свидетельств о ежегодной поверке;
в нарушение пунктов 6.4-6.9 СанПиН 2.1.7.1038-01 мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО не осуществляется. Не обеспечивается производственный контроль полигона ТБО, в части контроля состояния атмосферного воздуха и почв в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Пробы грунтовых и поверхностных вод также не отбираются и не исследуются, крайний раз частичный отбор проб и проведения исследования проводилось лишь в декабре 2018 г.;
в нарушение пункта 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Россиской Федерации от 3 июня 2016 г. N505, учет поступающих на полигон ТБО отходов осуществляется без использования средств измерения, что способствует чрезмерной его эксплуатации и перегрузке.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 февраля 2021 г. (л.д. 1-8); актом проверки соблюдения законодательства при эксплуатации полигона ТБО от 9 февраля 2021 г. (л.д. 16-18); справкой помощника прокурора Ардатовского район Республики Мордовия и начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республики Мордовия в Чамзинском, Ардатовском, Атяшевском, Большеберезниковском, Дубенском районах от 29 января 2021 г. (л.д. 21-22); фотоматериалами (л.д. 23-34), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП "ЖКХ "Ардатовское" имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняло исчерпывающих мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологических законодательства.
Деяние МУП "ЖКХ "Ардатовское", допустившего описанные выше нарушения, обоснованно квалифицировано по части 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применимого законодательства.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, не опровергают наличие в действиях МУП "ЖКХ "Ардатовское" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных решений.
Кроме того, аналогичные по существу доводы являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении МУП "ЖКХ "Ардатовское" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 24 марта 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 6 апреля 2021 г, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия Ардатовского муниципального района Республики Мордовия "ЖКХ "Ардатовское" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя муниципального унитарного предприятия Ардатовского муниципального района Республики Мордовия "ЖКХ "Ардатовское" директора Слепцова М.П. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.