Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тульской области Зябрева А.Ю. на вступившее в законную силу решение судьи Брянского областного суда от 12 марта 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (далее также - ООО "Брянская мясная компания", общество)
установил:
постановлением исполняющего обязанности главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области от 22 октября 2020 года N 71/8-1108-20-И/12-3281-И/16-7 ООО "Брянская мясная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 95 000 рублей.
Решением судьи Трубчевского районного суда Брянской области от 20 января 2021 года постановление должностного лица в части назначенного административного наказания изменено, административный штраф снижен до 55 000 рублей. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Решением судьи Брянского областного суда от 12 марта 2021 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Зябрев А.Ю. просит об отмене решения судьи областного суда, приводя доводы о его незаконности.
Законный представитель ООО "Брянская мясная компания" в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлен о подаче должностным лицом жалобы. Защитник общества Валеев М.Р. представил возражения на жалобу, в которых указывает о законности судебного акта.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно части 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Названным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны работники животноводческих ферм и комплексов.
Основанием для привлечения ООО "Брянская мясная компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении должностного лица административного органа от 22 октября 2020 года выводы о том, что в ходе проведенного Государственной инспекцией труда в Тульской области анализа документов, представленных обществом, расположенным по адресу: Брянская область, Трубчевский район, п. Прогресс, ул. Белгородская, д. 2, по результатам оконченного 9 октября 2020 года расследования несчастного случая, произошедшего с оператором-животноводом ФИО5, установлено, что оператор-животновод ФИО6, осуществляющий трудовую деятельность на ферме "Шишкино" подразделения Тула-2, расположенной по адресу: "адрес", д. Шишкино, по 9 октября 2020 года допускался работодателем к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную защитником общества Валеевым М.Р. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 20 января 2021 года постановление должностного лица в части назначенного административного наказания изменил, снизив размер административного штрафа до 55 000 рублей, в остальной части указанный акт оставил без изменения.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу, поданную защитником общества Валеевым М.Р. в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 12 марта 2021 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменил с прекращением производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая данное решение, судья областного суда, оценив фактические обстоятельства настоящего дела, пришел к выводу о том, что по тому же факту совершения противоправного деяния постановлением исполняющего обязанности главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области от 22 октября 2020 года, вступившим в законную силу 13 ноября 2020 года, ООО "Брянская мясная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 названного Кодекса, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
В настоящей жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Зябрев А.Ю. просит об отмене решения судьи областного суда, указывая на отсутствие оснований для прекращения производства по делу.
Однако судебный акт по доводам жалобы отменен быть не может.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей областного суда допущены существенные нарушения, которые носили фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела.
Учитывая изложенное, решение судьи Брянского областного суда от 12 марта 2021 года отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Брянского областного суда от 12 марта 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тульской области Зябрев А.Ю. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.