Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шумейко С.А. на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 7 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 21 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шумейко Сергея Анатольевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Брянской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Брянской области) об оспаривании налогового уведомления.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, возражения на кассационную жалобу представителя Межрайонной ИФНС России N 7 по Брянской области и УФНС России по Брянской области Грищенко С.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шумейко С.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России N 7 по Брянской области от 1 сентября 2020 года N 71495044.
В обоснование заявленных требований указал, что Межрайонная ИФНС России N 7 по Брянской области направила в его адрес налоговое уведомление об уплате налога на доходы физических лиц в размере 221 000 рублей в связи с получением административным истцом в 2019 году дохода в размере 1 700 000 рублей. Полагал, что начисление ему налога является незаконным, поскольку по условиям заключенного мирового соглашения между Шумейко С.А. и ФК "Тюмень" подлежащая к выплате на руки сумма в размере 1 700 000 рублей не включает в себя налог на доходы физических лиц.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 7 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 21 июня 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 августа 2021 года почтой через Ивантеевский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 сентября 2021 года, Шумейко С.А. просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценкой доказательств по делу. Полагает, что налоговый агент должен был самостоятельно перечислить НДФЛ в соответствующий бюджет за свой счет, поскольку формулировка "на руки" используемая в мировом соглашении означает, что Шумейко С.А. получает денежные средства без удержания налога.
На кассационную жалобу поданы письменные возражения УФНС России по Брянской области и Межрайонной ИФНС России N 7 по Брянской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что между государственным автономным учреждением Тюменской области "Футбольный клуб "Тюмень" (далее - ФК "Тюмень") и Шумейко С.А. 19 ноября 2019 года заключено мировое соглашение, в соответствии с пунктом 1 которого ФК "Тюмень" выплачивает Шумейко С.А. на руки в счет исполнения решения Спортивного арбитражного суда (г. Лозанна) от 7 января 2019 года по делу N денежные средства в сумме 1 700 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 мирового соглашения указанная пункте 1 мирового соглашения от 19 ноября 2019 года сумма, подлежала перечислению ФК "Тюмень" на банковские реквизиты налогоплательщика.
Согласно налоговому уведомлению от 1 сентября 2020 года N 71495044, Межрайонной ИФНС России N 7 по Брянской области произведено начисление налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 221 000 рублей с суммы дохода, полученного Шумейко С.А. от ФК "Тюмень".
Не согласившись с начислением налога на доходы физического лица, 14 декабря 2020 года Шумейко С.А. обратился в УФНС России по Брянской области с жалобой, в которой просил признать налоговое уведомление о начислении НДФЛ незаконным. Однако решением УФНС России по Брянской области от 27 января 2021 года жалоба оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Межрайонной ИФНС России N 7 по Брянской области правомерно начислен НДФЛ за 2019 год и направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года, поскольку с дохода размере 1 700 000 рублей, полученного административным истцом в ноябре 2019 года, налог на доходы физических лиц налоговым агентом ФК "Тюмень" удержан не был (код 4800 "Прочие доходы"). Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате составила 221 000 рублей. Довод Шумейко С.А. о том, что ФК "Тюмень" должно было начислить НДФЛ и перечислить ее в бюджет сверх выплаченной ему суммы, не нашел своего подтверждения. В заключенном между сторонами мировом соглашении от 19 ноября 2019 года вопрос о налогообложении подлежащей выплате денежной сумме не урегулирован, не произведено разделение сумм, которые ФК "Тюмень" должно удержать из выплаченных административному истцу денежных средств, и которые должно выплатить непосредственно административному истцу.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российское Федерации.
Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, содержится в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оснований для освобождения от налогообложения денежных средств, выплачиваемых на основании мирового соглашения, статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, в связи с чем такие суммы подлежат налогообложению в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организация в отношении таких доходов налогоплательщика именуется налоговым агентом (абзац 2 пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается (пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая оценка, они основаны на неправильном толковании закона и переоценке доказательств и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивантеевского городского суда Московской области от 7 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 21 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шумейко Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.