Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акопян Ц.Г. к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, администрации Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включению в федеральную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и выдачи жилищного сертификата
по кассационной жалобе Акопян Ц.Г. на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 8 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия
установила:
Акопян Ц.Г. обратилась в суд с иском к администрации Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности принять ее семью на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности включить ее семью в федеральную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и выдать жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указала, что членами её семьи являются супруг и двое несовершеннолетних детей. Супругу принадлежит на праве собственности неоконченный строительством объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", который не является жилым домом. Она и её несовершеннолетние дети жилых помещений в собственности не имеют. Семья проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности отцу мужа. Администрацией Девицкого сельского поселения Семилукского района Воронежской области истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для дальнейшего получения субсидии в рамках федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", ввиду наличия у супруга указанного объекта недвижимости.
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 8 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 февраля 2021 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Акопян Ц.Г. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
Администрация Семилукского муниципального района Воронежской области в возражениях на жалобу просит в её удовлетворении отказать.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 марта 2020 г. Акопян Ц.Г. 21 августа 1987 года рождения обратилась в администрацию Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области с заявлением о постановке ее с составом семьи: нее, супруга Акопян А.А. и несовершеннолетних детей Акопян А.А. и Акопян А.А, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как молодой семьи.
Акопян Ц.Г. вместе с несовершеннолетними детьми зарегистрирована в жилом доме общей площадью 47, 3 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащим на праве собственности отцу супруга - Акопян А.Г.
Супруг Акопян Ц.Г. - Акопян А.А. 27 мая 1985 года рождения зарегистрирован в жилом доме общей площадью 119, 6 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от 2 ноября 2011 г. Кроме него по указанном адресу зарегистрировано еще 3 человека.
Акопян Ц.Г. и несовершеннолетние дети Акопян А.А. и Акопян А.А. жилых помещений в собственности не имеют.
27 апреля 2020 г. администрацией Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области Акопян Ц.Г. отказано в постановке на улучшение жилищных условий, со ссылкой на наличие в собственности ее мужа жилого дома общей площадью 119, 6 кв.м, и обеспеченностью ее и членов семьи жилой площадью больше учетной нормы.
Согласно заключению кадастрового инженера Селезневой Е.Ю. ООО "ЭКСПЕРТ", на момент обследования 6 августа 2020 г. объекта недвижимости по адресу: "адрес", выявлено, что у объекта имеются массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, значительное выпирание грунта, требуется полная замена фундамента, ремонт нецелесообразен. Конструкция стен совершенно расстроена и деформирована, массовые временные крепления стен, требуется полная перекладка стен, ремонт нецелесообразен. Постановка на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом, по вышеуказанному адресу, не представляется возможной, так как здание является малоценным, ветхим и не пригодным к эксплуатации.
Из сообщения администрации Стадницкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области следует, что дом, расположенный по адресу: "адрес", для проживания не пригоден, так как частично разобран.
В связи с этим жилищной комиссией администрации Девицкого сельского поселения истцу было рекомендовано обратиться до 27 апреля 2020 г. (за месяц до достижения супругом истца возраста 35 лет) в администрацию Стадницкого сельского поселения с заявлением о признании жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания.
Данные рекомендации истцом не были приняты во внимание.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 13, 14, 15, 49, 51, 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", статьями 1, 2, 3, 4 Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 г. N 71-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области", приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 5 июня 2018 г. N 61-02-03/146 "Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечением жильем молодых семей" государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формы этого списка", решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения от 15 января 2009 г. N 141 "Об учетной норме и норме жилого помещения", разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в подпункте "б" пункта 11 постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Акопян Ц.Г, учитывая, что обеспеченность истца и членов ее семьи жилой площадью на каждого из них превышает учетную норму, необходимой для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
При этом суд принял во внимание, что жилой дом по адресу: "адрес", не был признан в установленном законом порядке непригодным для проживания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия находит правильными выводы судов обеих инстанций.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - Правила), участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
a) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7 Правил).
Решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения от 15 января 2009 г. N 141 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 13 кв.м. общей площади на одного человека.
Установив, что истец и члены ее семьи обеспечены жилой площадь больше учетной нормы по Девицкому сельскому поселению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Акопян Ц.Г.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для исключения при определении учетной нормы на каждого члена ее семьи общей площади жилого помещения, находящегося в собственности супруга, поскольку оно не является пригодным для проживания, являются несостоятельными, поскольку указанное жилое помещение не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания.
Предоставленные истцом доказательства о непригодности жилого дома по адресу: "адрес", суды обоснованно не приняли во внимание, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации решение вопроса о признании жилых помещений не пригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения является акт межведомственной комиссии, составленный в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что исходя из положений абзаца 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у истца с учетом достижения супругом возраста 35 лет отсутствуют основания для включения в список молодых семей - участников мероприятий федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
С учетом изложенного в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства и их выводы, как и не приведено обстоятельств, которые в соответствии со статьёй 379.7 ГПК РФ могли бы явиться основанием для изменения либо отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Семилукского районного суда Воронежской области от 8 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Акопян Ц.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.