Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпати Т.Е. к ООО "Экопол" об отказе от услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, аннулировании задолженности, возложении обязанности по направлению корреспонденции по указанному истцом адресу
по кассационной жалобе Карпати Т.Е. на решение Курчатовского городского суда Курской области от 4 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 21 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Карпати Т.Е. обратился в суд с иском к ООО "Экопол" о возложении обязанностей не навязывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", направлять корреспонденцию, в том числе требования по адресу: "адрес", аннулировать задолженность по данной услуге, указав, что являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", фактически постоянно проживает в г. Орел, где производит оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Возложение на него обязанности по оплате указанной услуги в г. Курчатове, где он не проживает, считает неосновательным обогащением ответчика.
Решением Курчатовского городского суда Курской области от 4 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 21 апреля 2021 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Карпати Т.Е. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Карпати Т.Е. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в котором отсутствуют постоянно и временно проживающие граждане.
На основании соглашения от 9 октября 2017 г. ООО "Экопол" осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе на территории юго-западной зоны Курской области и производит начисления платы гражданам за оказание данной услуги.
Ответчик начисляет истцу плату за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из одного собственника.
С заявлением о перерасчете платы за данную услугу истец к ответчику не обращался.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 30, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, исходил из правомерности начисления истцу платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из одного собственника
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяет порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Норматив определяется исходя из данных о массе, объёме отходов и выражается в количественных показателях массы и объёма на одну расчётную единицу (пункт 13 Правил N 269). Расчётные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил N 269).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов и выбору расчётных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 6 декабря 2016 г. N 146 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для Курской области, в частности, для индивидуальных жилых домов данные нормативы рассчитаны из количества проживающих человек.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 354 (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 148 (36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Следовательно, отсутствие постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан не может повлечь невнесение платы за указанную коммунальную услугу, рассчитанную из количества собственников жилого помещения.
Таким образом, факт не проживания истца несущего обязанность по содержанию жилого дома, не освобождает его как собственника жилого помещения от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку он не проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", то он вправе отказаться от услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, судебная коллегия находит их несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные постановления основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курчатовского городского суда Курской области от 4 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 21 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Карпати Т.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.