Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Козловской Е.В.
судей Камышановой А.Н, Зюзюкина А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности
по кассационной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области
на решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Козловской Е.В, объяснения прокурора Рязанова В.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нижегородский природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области об обязании министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории села Кириллово Краснобаковского муниципального района Нижегородской области.
Решением Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 10 декабря 2020 года на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории села Кириллово Краснобаковского муниципального района Нижегородской области.
Определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 3 марта 2021 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021 года решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 10 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Нижегородской области просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Согласно положениям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 декабря 2019 года Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации утвержден график установления границ зон затопления, подтопления, в котором установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления, их согласования со специально уполномоченными органами, направления согласованных предложений в Верхне-Волжское бассейновое водное управление. Указанным графиком предусмотрено установление границ 32 зон в 2019-2020 годах с завершением внесения данных о границах таких зон в Единый государственный реестр недвижимости в 2020-2021 годах.
Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в связи с ненадлежащей реализацией полномочий по принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Нижегородской области, а также находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Нижегородской области и подготовке предложений о границах зон затопления и подтопления, были внесены представления от 24 января 2018 года, 2 марта 2020 года, 19 июня 2020 года, соответственно.
Данные представления оставлены без исполнения, до настоящего времени предложения об определении границ зон затопления, подтопления на территории с. Кириллово Краснобаковского муниципального района Нижегородской области и сведения о границах таких зон Минэкологии Нижегородской области в Федеральное агентство водных ресурсов не направлены.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 3.56, 3.57 положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утверждённого постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года N965, пунктов 3, 5, 17, 18, 19 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N360 "О зонах затопления, подтопления", пунктов 2, 3 постановлением Правительства Нижегородской области от 17 августа 2017 года N 612 "О зонах затопления, подтопления на территории Нижегородской области", 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исходил из того, что в нарушение установленных требований в Федеральное агентство водных ресурсов не поступили документы, необходимые для внесения сведений о зонах затопления, подтопления на территории с. Кириллово Краснобаковского муниципального района Нижегородской области.
Суды и первой и апелляционной инстанции, пришли к выводу о том, что Минэкологии Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством. На Минэкологии Нижегородской области лежит обязанность обратиться в уполномоченный орган с заявлением с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления. Обращение с подобным заявлением с представлением предложений ни Водным кодексом Российской Федерацией, ни вышеприведенными постановлениями не возложено на орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления входит лишь в рабочую группу и действует совместно с Министерством экологии при подготовке соответствующих предложений.
В свою очередь, Минэкологии Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что именно на Минэкологии Нижегородской области лежит обязанность обратиться в уполномоченный орган с заявлением с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления.
Доводы кассационной жалобы о том, что системное толкование п.16 ст.1 и п.2 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в качестве мер предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации последствий не включает в себя работы по определению границ зон затопления и подтопления, не являются основанием для отмены постановленных судебных актов и были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который указал, что возложение на ответчика обязанности по подготовке и направлению предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон произведено в соответствии с законодательством Российский Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, судебная коллегия соглашается с вышеизложенными выводами.
Доводы кассационной жалобы основаны на несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводов, которые не были предметом проверки судами первой и апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений либо неправильного применения судами норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.