Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карповой О.Н., рассмотрев единолично гражданское дело N 2-1245-2803/2020 по иску Иванова Вадима Викторовича к акционерному обществу "ГСК "Югория" о взыскании суммы страхового возмещения, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе акционерного общества "ГСК "Югория" на решение мирового судьи судебного участка N 2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2021 г.
УСТАНОВИЛ:
Иванов В.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу "ГСК Югория" (далее по тексту - АО "ГСК Югория"), в котором просил взыскать страховую выплату по государственному контракту от 21 декабря 2018 г. ГМС N 12/08/000157-37/18 в размере 38941, 39 руб, по государственному контракту от 15 декабря 2017 г. ГМС N 12/08/000084-37/17 в размере 5514, 5 руб, компенсацию морального вреда - 100 000 руб, штраф - 22 227, 94 руб.
В обосновании заявленных требований истец ссылался на то, что с 18 сентября 2019 г..замещает должность начальника отдела Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По пути на работу 8 ноября 2019 г..он подвернул ногу, после чего обратился в больницу. В результате обследования поставлен диагноз: "данные изъяты" На основании электронного больничного листа он был освобожден от работы с 8 ноября 2019 г..по 13 декабря 2019 г..Между Аппаратом Губернатора и АО "ГСК "Югория" заключен государственный контракт от 21 декабря 2018 г..на оказание услуг по обязательному государственному страхованию. На основании заявления и документов АО "ГСК Югория" произвело выплату истцу в размере 62109, 36 руб. Не согласившись с размером выплаты, он обратился с претензией к ответчику, одновременно обратился за разъяснениями в Думу Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Согласно ответу Думы Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правовая норма устанавливает, что дополнительно к пособию по государственному социальному страхованию лицам, замещающим государственные должности округа и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы округа, выплачивается соответствующая часть страхового обеспечения в размере дневного денежного содержания за каждый день нетрудоспособности. С учетом ответа на претензию ответчик осуществил перерасчет. Не согласившись с позицией ответчика относительно выплаты только рабочих дней периода нетрудоспособности, им направлена повторная претензия, оставленная без удовлетворения.
Полагает, что ему не доплачена страховая выплата в размере 38941, 39 руб. В 2018 г..ответчиком неверно произведен расчет по страховому случаю в период нетрудоспособности, имевший место в 2018 году он обратился к ответчику с претензией о доплате страхового возмещения по контракту от 15 декабря 2017 г..за период страхования с 1 января 2018 г..по 31 декабря 2018 г..на основании листа нетрудоспособности N 340163751023 от 28 августа 2018 г, ответчиком в выплате отказано. Указанными действиями ответчик нарушил права истца как потребителя, в связи с чем полагает, что с ответчика в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда и штраф на основании Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г..N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2020 г. исковые требования Иванова В.В. удовлетворены частично. С АО "ГСК "Югория" в пользу Иванова В.В. взыскана страховая выплата по контракту за 2018 г. в размере 38 941, 39 руб, страховая выплата по контракту за 2017 г. - 5514, 5 руб, компенсация морального вреда - 3000 руб, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя - 23727, 95 руб. В остальной части иска отказано. С АО "ГСК "Югория" в пользу бюджета муниципального образования "город окружного значения Ханты-Мансийск" взыскана государственная пошлина в размере 1833, 68 руб.
Апелляционным определением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 г. решение мирового судьи отменено. В удовлетворении исковых требований Иванова В.В. отказано.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 г. апелляционное определение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО "ГСК "Югория" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе АО "ГСК "Югория" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
От Иванова В.В, аппарата губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступили возражения на кассационную жалобу, в которых истец, третье лицо просят жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушений судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 декабря 2017 г. между Аппаратом Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и АО "ГСК "Югория" заключен государственный контракт ГМС N 12/08-000084-37/17 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию (далее - контракт 2017 г.).
21 декабря 2018 г. теми же сторонами заключен государственный контракт ГМС N 12/08-000157-37/18 (далее - контракт 2018 г.).
Предметом вышеуказанных контрактов является оказание услуг по обязательному государственному страхованию на основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз "О порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
В соответствии с абзацем 8 пункта 10 Технического задания к государственный контракт ГМС N 12/08-000084-37/17 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию от 15 декабря 2017 г, в случае временной утраты трудоспособности застрахованных лиц в связи с общим или иным заболеванием, не связанным со служебной деятельностью, наступившим в период действия страхового покрытия, производится выплата страхового пособия в размере разницы между суммой дневного денежного содержания застрахованного лица и суммой выплаты пособия по социальному государственному страхованию не более чем за 21 день нетрудоспособности (за исключением случаев нахождения в отпуске по беременности и родам, а также госпитализации и последующей реабилитации).
В силу положений абзаца 6 пункта 10 Технического задания к государственному контракту ГМС N 12/08-000157-37/18 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию от 21 декабря 2018 г, в случае причинения вреда здоровью застрахованных лиц в связи с их служебной деятельностью, не повлекшего постоянной (полной или частичной) утраты общей трудоспособности, не повлиявшего на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, выплачивается соответствующая часть страхового обеспечения в размере дневного денежного содержания за каждый день нетрудоспособности сверх выплаты пособия по государственному социальному страхованию.
Иванов А.А, замещая должность начальника отдела Управления кадров и наград Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является застрахованным лицом.
С 8 ноября 2019 г. по 13 декабря 2019 г. имел место период временной нетрудоспособности Иванова А.А. в связи с травмой, полученной 8 ноября 2019 г. по пути следования на работу; с 28 августа 2018 г. по 3 сентября 2018 г. - период нетрудоспособности в связи с заболеванием.
Оба события признаны ответчиком страховыми случаями.
По первому страховому случаю Иванову А.А. произведена страховая выплата в размере 100 446, 66 руб, исходя из предоставленных сведений о месячном денежном содержании Иванова А.А. равном 80 066, 25 руб. за рабочие дни, приходящиеся на период нетрудоспособности (16 рабочих дней в ноябре и 10 рабочих дней в декабре 2019 г.):
80066, 25 руб. : 20 дн. х 16 дн. = 64052, 96 руб.
80066, 25 руб. : 22 дн. х 10 дн. = 36393, 7 руб.
Всего: 64052, 96 руб. + 36393, 7 руб.= 100 446, 66 руб.
По второму страховому случаю ответчик отказал в страховой выплате, поскольку из предоставленных сведений о месячном денежном содержании (60 631, 01 руб.), так как не установилразницу между суммой дневного денежного содержания застрахованного лица и суммой выплаты по социальному государственному страхованию.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Иванова В.В. о взыскании страховой выплаты по контракту 2018 г. в размере 38941, 39 руб, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 14 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н, действовавшего в период нетрудоспособности, исходил из того, что при расчете страховой выплаты должны учитываться не только рабочие дни, как это сделал ответчик, но и нерабочие дни, приходящиеся на период нетрудоспособности, поскольку листок нетрудоспособности выдается на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни. Расчет страховой выплаты должен исходить из размера дневного содержания, исчисляемого путем деления месячного денежного содержания истца на норму рабочего времени при пятидневной рабочей неделе за месяц, и затем умножения полученного размера дневного содержания на количество календарных дней в периоде нетрудоспособности, а не исходя из фактически начисленной Иванову А.А. заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, как полагал ответчик.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания страховой выплаты по контракту 2017 г. в размере 5514, 5 руб, мировой судья, руководствуясь условиями контракта, исходил из того, что при определении страховой суммы ответчиком применена ошибочная методика расчета денежного содержания с применением порядка определения среднего дневного заработка, установленного Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в связи с чем истцу необоснованно отказано в выплате страхового возмещения по причине отсутствия разницы между суммой денежного содержания и размером пособия по государственному страхованию.
Взыскивая с ответчика компенсацию морального вреда и штраф на основании статей 13, 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", мировой судья исходил из доказанности нарушения действиями ответчика прав истца как потребителя услуг.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, выполняя указания суда кассационной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции указал, что государственными контрактами определены подлежащие применению федеральные законы, в число которых Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не входит.
Ссылку ответчика на пункт 9 Правил исчисления денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденных постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 января 2008 г. N 6, в обоснование расчета размера дневного денежного содержания застрахованного лица, суд апелляционной инстанции признал необоснованной, поскольку выплата пособий по временной нетрудоспособности производится в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", соответственно, в данном случае и расчет пособия по временной нетрудоспособности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должен производиться по общим правилам федерального законодательства. При расчете выплаты по Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз расчет в силу положений пункта 1 Правил исчисления денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должен быть произведен в соответствии с законодательством округа, из бюджета которого и производится финансирование данных расходных обязательств.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев дело в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных актах, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Государственные контракты на оказание услуг по обязательному государственному страхованию 2017 г. и 2018 г. заключены в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз "О порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты- Мансийского автономного округа- Югры" (далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз).
Согласно статье 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз страховыми случаями являются внезапные непреднамеренные для страхователя и лиц, замещающих государственные должности автономного округа, лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа, события, происшедшие в период действия договора страхования и сопровождающиеся ранениями, увечьями и иными повреждениями здоровья, приведшими к временной утрате общей трудоспособности, назначению инвалидности либо смерти лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа; повреждением или утратой имущества лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа, при: 2) следовании к месту работы или возвращении с места работы пешком, на транспорте, предоставленном страхователем, личном или общественном транспорте (подпункт 2 пункта 1 статьи 3); страховыми признаются случаи, если они произошли вследствие: 1) причинения следующего вреда здоровью: ушибы или иные повреждения здоровья в результате обвала, падения предметов, падения лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа (абзац 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 3).
В случае временной утраты трудоспособности лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа, в связи с общим или иным заболеванием, не связанным со служебной деятельностью, наступившим в период действия страхового покрытия, производится выплата страхового пособия в размере разницы между суммой дневного денежного содержания застрахованного лица и суммой выплаты пособия по социальному государственному страхованию не более чем за 21 день нетрудоспособности (за исключением случаев нахождения в отпуске по беременности и родам, а также госпитализации и последующей реабилитации) (абзац 8 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз).
Размеры страховой выплаты определяются в соответствии с федеральным законодательством и (или) договором (статья 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз).
Отношения между участниками отношений обязательного государственного страхования, регулируемых вышеуказанным Законом, осуществляются в соответствии с договором, заключаемым страхователем и страховщиком ежегодно (статья 9 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз).
Техническим заданием, являющимся приложением к контрактам, предусмотрен перечень нормативных актов, в соответствии с которым оказываются услуги, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 г. N 97-оз "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 88-оз "О порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2005 г. N 89-оз "О государственных должностях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", примененный ответчиком при расчете страховой выплаты по страховому случаю, имевшему место в 2018 г, в указанный перечень не входит.
Во исполнение Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 г. N 97-оз "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 16 марта 2005 г. принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 апреля 2005 г. N 20-оз "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", регулирующий вопросы состава денежного содержания лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В целях реализации положений Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 г. N 97-оз и Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 апреля 2005 г. N 20-оз, постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 января 2008 г. N 6 утверждены Правила исчисления денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которые определяют, в том числе, порядок исчисления денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период временной нетрудоспособности.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика о неправильном применением судами норм материального права, суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно установили фактические обстоятельства и применили вышеприведенные положения положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы АО "ГСК Югория" основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют правовую позицию ответчика, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, судебными инстанциями не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ГСК "Югория" - без удовлетворения.
Судья Карпова О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.