Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-115/2021 по иску Камиловой Мадины Нурмухамедовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, установлении факта принадлежности трудовой книжки, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 3 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Камилова М.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области (далее - УПФР), в котором, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным решение ответчика N 527677/19 от 13 января 2020 г. об отказе в установлении страховой пенсии с 25 июня 2019 г, установить факт принадлежности истцу трудовой книжки, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 23 ноября 1972 г. по 19 декабря 1972 г. ученицей дефектоскописта; с 20 декабря 1972 г. по 22 июля 1974 г. дефектоскопистом; с 14 апреля 1975 г. по 25 мая 1977 г. ученицей на Ташкентской парфюмерно-косметической фабрике; с 25 января 1979 г. по 10 сентября 1980 г. поваром и подсобной рабочей в детском саду N 13; с 1 июля 1981 г. по 1 июня 1984 г. помощником повара в детском саду N 13; с 7 июня 1984 г. по 31 декабря 1990 г. на Ташкентском заводе ЖБИ оператором эстакады, назначить пенсию с 25 июня 2019 г.
В обоснование заявленных требований Камилова М.Н. ссылалась на то, что 25 июня 2019 г. обратилась к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости. Решением от 13 января 2020 г. ей отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента установленной величины. Пенсия ответчиком назначена 27 января 2020 г. Спорные периоды не включены ответчиком в страховой стаж по мотиву отсутствия документов компетентных органов, подтверждающих периоды работы и в связи с несовпадением её фамилии указанной в трудовой книжке с фамилией по документу, удостоверяющему личность. Отказ считает необоснованным, так как прибыла на жительство в Российскую Федерацию из Узбекистана, где являлась получателем пенсии, вправе претендовать на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации. Спорные периоды подлежат включению в страховой стаж на основании трудовой книжки.
Решением Ашинского городского суда Челябинской области от 4 марта 2021 г. исковые требования Камиловой М.Н. удовлетворены частично. Установлен факт принадлежности Камиловой М.Н. трудовой книжки, выданной на имя Комиловой (Курбановой) М.Н. На ответчика возложена обязанность включить в страховой стаж Камиловой М.Н. периоды работы: с 23 ноября 1972 г. по 19 декабря 1972 г. ученицей дефектоскописта Тепловозного депо; с 20 декабря 1972 г. по 22 июля 1974 г. в должности дефектоскописта Тепловозного депо; с 14 апреля 1975 года по 25 мая 1977 г. на Ташкентской парфюмерно-косметической фабрике; с 25 января 1979 г. по 10 сентября 1980 г. поваром и подсобной рабочей в детском саду N 13; с 1 июля 1981 г. по 1 июня 1984 г. помощником повара в детском саду N 13 (позднее детский сад N 2), а всего продолжительностью 8 лет 3 месяца 24 дня. В удовлетворении остальной части иска - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 3 июня 2021 г. указанное решение отменено в той части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об установлении страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию, принято в этой части новое решение. Признано незаконным решение УПФР N 527677/19 от 13 января 2020 г. об отказе в установлении Камиловой М.Н. страховой пенсии. Возложена на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию с 1 августа 2019 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Камиловой М.Н. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик УПФР ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции по мотивам незаконности и необоснованности.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 октября 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Камилова М.Н, "данные изъяты" г. рождения, гражданка "данные изъяты" получила вид на жительство в Российской Федерации 18 марта 2019 г, зарегистрирована по месту жительства в городе Аше Челябинской области 24 июня 2019 г.
25 июня 2019 г. Камилова М.Н. обратилась в УПФР с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
25 июня 2019 г. УПФР вынесено решение о проведении проверки и направлении соответствующего запроса в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения в целях подтверждения данных о трудовой деятельности Камиловой М.Н.
25 сентября 2019 г. решением УПРФ срок рассмотрения заявления Камиловой М.Н. приостановлен до завершения проверки, но не более чем до 25 декабря 2019 г.
13 января 2020 г. УПФР было принято решение N 527677/19 об отказе Камиловой М.Н. в установлении пенсии. Из содержания названного решения следует, что ответчик отказал во включении в страховой стаж следующих периодов работы истца: с 23 ноября 1972 г. по 22 июля 1974 г.; с 14 апреля 1975 г. по 25 мая 1977 г.; с 25 января 1979 г. по 10 сентября 1980 г.; с 1 июля 1981 г. по 1 июня 1984 г.; с 7 июня 1984 г. по 31 декабря 1990 г. по мотиву не поступления из компетентных органов документов, подтверждающих периоды работы истца и расхождениями в фамилии заявителя, указанной в трудовой книжке с документом, удостоверяющим личность и свидетельством о браке. При этом пенсионным органом продолжительность страхового стажа истца и величина индивидуального пенсионного коэффициента определена в размере 0.
27 января 2020 г. Камилова М.Н. вновь обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии.
18 февраля 2020 г. пенсионным органом было принято решение об установлении Камиловой М.Н. страховой пенсии по старости с 27 января 2020 г. без учета справки о заработной плате.
30 июня 2020 г. в связи с поступившим актом документарной проверки справки о заработной плате размер пенсии Камиловой М.Н. был пересчитан и произведена доплата за период с 27 января 2020 г.
При назначении пенсии ответчик учёл в страховой стаж истца следующие периоды работы: с 11 июня 1984 г. по 31 декабря 1990 г, с 1 января 1991 г. по 30 июля 1991 г, с 31 января 1993 г. по 24 июня 1993 г, время ухода за детьми 2 года 11 месяцев 29 дней, а всего 10 лет 6 месяцев 15 дней.
Пенсионный орган не включил в страховой стаж истца следующие периоды работы: с 23 ноября 1972 г. по 19 декабря 1972 г. ученицей дефектоскописта Тепловозного депо; с 20 декабря 1972 г. по 22 июля 1974 г. в должности дефектоскописта Тепловозного депо; с 14 апреля 1975 г. по 25 мая 1977 г. на Ташкентской парфюмерно-косметической фабрике; с 25 января 1979 г. по 10 сентября 1980 г. поваром и подсобной рабочей в детском саду N 13; с 1 июля 1981 г. по 1 июня 1984 г. помощником повара в детском саду N 13 по мотиву отсутствия документов компетентных органов, подтверждающих данный стаж. Трудовая книжка истца вновь не была принята во внимание в связи с расхождениями в фамилии заявителя, указанной в трудовой книжке с документом, удостоверяющим личность и свидетельством о браке.
Согласно данным трудовой книжки Курбанова М.Н. 23 ноября 1972 г. была принята на работу ученицей дефектоскописта в Тепловозное депо Ташкента, 20 декабря 1972 г. переведена дефектоскопистом на том же предприятии, 22 июля 1974 г. уволена по собственному желанию; 14 апреля 1975 г. принята ученицей в цех розлива Ташкентской парфюмерно-косметической фабрики, 25 мая 1977 г. уволена по собственному желанию; 25 января 1979 г. принята на должность помощника повара в детский сад N 13, 10 сентября 1980 г. уволена по собственному желанию; 1 июля 1981 г. принята помощником повара в детский сад N 13 (затем переименован в детский сад N 2), 1 июня 1984 г. уволена по собственному желанию.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования Камиловой М.Н, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установилсовпадение имени, отчества и даты рождения, указанных в трудовой книжке с именем, отчеством и датой рождения истца по документу, удостоверяющему личность, созвучностью фамилий "Камилова" и "Комилова", учитывая, что пенсионный орган принял к учёту отдельные периоды, содержащиеся в трудовой книжке истца, пришел к выводу об установлении факта принадлежности Камиловой М.Н. трудовой книжки.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в страховой стаж периодов работы с 23 ноября 1972 г. по 19 декабря 1972 г, с 20 декабря 1972 г. по 22 июля 1974 г, с 14 апреля 1975 года по 25 мая 1977 г, с 25 января 1979 г. по 10 сентября 1980 г, с 1 июля 1981 г. по 1 июня 1984 г, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, статьей 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации, пунктом 20 постановления Совета Министров СССР от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", пунктом 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225, пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1015 от 2 октября 2014 г, а также разъяснениями, данными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что факт работы истца в эти периоды подтвержден записями в трудовой книжке Камиловой М.Н, принадлежность которой истцу установлена.
Отказывая во включении в страховой стаж периода работы истца на Ташкентском заводе ЖБИ оператором эстакады с 7 июня 1984 г. по 31 декабря 1990 г, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик включил в страховой стаж периоды работы истца с 11 июня 1984 г. по 31 декабря 1990 г. в соответствии со справкой уточняющего характера.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости, суд первой инстанции исходил из того, что Камиловой М.Н. не представлено ответчику при первоначальном обращении с заявлением о назначении трудовой пенсии документов, подтверждающих ее страховой стаж, и принадлежность ее трудовой книжки.
Судебные акты в части установления факта принадлежности Камиловой М.Н. трудовой книжки, возложения на УПРФ обязанности включить в страховой стаж периоды работы с 23 ноября 1972 г. по 19 декабря 1972 г, с 20 декабря 1972 г. по 22 июля 1974 г, с 14 апреля 1975 года по 25 мая 1977 г, с 25 января 1979 г. по 10 сентября 1980 г, с 1 июля 1981 г. по 1 июня 1984 г. сторонами не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (которой истцу в удовлетворении части требований отказано), суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
Отменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции, сославшись на часть 3 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть 3 статьи 2, часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 1, 7 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее также - Соглашение), толкование статьи 7 Соглашения, содержащееся в решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств N 01-1/2-07 от 26 марта 2008 г, пункт 2 приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", исходил из того, что статья 7 Соглашения предусматривает возможность пересмотра только размера пенсии, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено; статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства; условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
Камилова М.Н, являясь иностранным гражданином, получила вид на жительство, с наличием которого пенсионное законодательство Российской Федерации связывает возникновение права на назначение и получение пенсии, 18 марта 2019 г, в Республике Узбекистан истцу была назначена пенсия по возрасту. Поскольку пенсионные правоотношения при переезде истца в Российскую Федерацию сохранились, пенсия истцу должна быть назначена с 1 августа 2019 г, то есть со следующего дня после прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Учитывая, что ни законодательством Российской Федерации, ни Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" получение двух пенсий по одним и тем же основаниям в различных государствах - участниках Содружества Независимых Государств, не предусмотрено, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для назначения пенсии Камиловой М.Д. с 25 июня 2019 г. до 31 июля 2019 г. (периоды выплаты пенсии на территории Республики Узбекистан) у суда не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, без выяснения всех юридически значимых обстоятельств.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.
В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (статья 7).
В соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 06 июля 1992 г. "О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств", вступившим в силу для Российской Федерации с 23 октября 1992 г, Экономический суд осуществляет толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.
В решении N 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 г. о толковании применения положений статьи 7 Соглашения указано, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения.
Экономический Суд СНГ отметил, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств - участников Соглашения имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства - участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются.
Анализируя содержание части 1 статьи 7 Соглашения Экономический Суд СНГ пришел к выводу о том, что: статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства; условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
Как разъяснил Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении N 01-1/1-09 от 28 сентября 2009 г, сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма статьи 7 Соглашения связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.
Анализ пенсионного законодательства государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. свидетельствует о том, что право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии.
С учетом изложенного Экономический Суд Содружества Независимых Государств, осуществляя толкование содержащегося в части первой статьи 7 Соглашения термина "пенсия того же вида", полагает, что пенсия может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
При этом Экономический Суд Содружества Независимых Государств отметил, что, несмотря на имеющуюся схожесть в названии пенсии, основания (условия) ее назначения по законодательству государств-участников могут быть различны.
Учитывая изложенное, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к выводу, что право гражданина на выплату пенсии, которую он получал в одном государстве - участнике Соглашения, сохраняется при его переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник только в том случае, когда законодательство государства нового места жительства предусматривает такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из приведенных нормативных положений и судебных актов по их толкованию следует, что при применении статьи 7 Соглашения суду необходимо установить получала ли истец на территории Республики Узбекистан пенсию того же вида по сравнению с той, на которую претендует в Российской Федерации, применительно не только к наименованию пенсии, но и к условиям для ее назначения, установленные законодательством государства, производящего выплату пенсии. При отсутствии полного совпадения условий назначения пенсии оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 26 июня 2019 г.) право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 26 июня 2019 г.) предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет шесть лет (часть 1).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (часть 2).
С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3).
В период с 2015 г. по 2020 г. максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (часть 4).
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 26 июня 2019 г.) предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.
Пунктами 10, 11 Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
В пункте 29 Правил указано, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения). Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.
Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (пункт 64 Правил).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 25 июня 2019 г.).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Камиловой М.Н. о признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении пенсии N 527677/19 от 13 января 2020 г, возложении обязанности назначить страховую пенсию с 1 августа 2019 г, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам, переехавшим из другого государства-участника Соглашения, страховых пенсий по старости, не применил, в связи с чем не установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснил, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления истца о назначении пенсии 25 июня 2019 г, приведшие к несвоевременному получению страховой пенсии по старости.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
В силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Камиловой М.Н, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось:
сопоставление условий для назначения пенсии, назначенной Камиловой М.Н. в Республике Узбекистан и страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом требований статей 11, 12, 35 указанного Федерального закона;
установление того, какие документы имелись в находившемся в распоряжении пенсионного органа пенсионного дела, поступившего из Республики Узбекистан; являлись ли они достаточными для назначения истцу страховой пенсии по старости, имелась ли необходимость в их проверке путем направления запросов в уполномоченные органы Республики Узбекистан;
какие документы представлены Камиловой М.Н. в пенсионный орган в подтверждение свое права на назначение пенсии при первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (25 июня 2019 г.);
в случае недостаточности представленных Камиловой М.Н. и имеющихся в пенсионном деле документов - установление обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Камиловой М.Н. при её первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (25 июня 2019 г.) вопроса о том, какие недостающие документы ей необходимо было представить дополнительно для устранения расхождений в написании ее фамилии в трудовой книжке, свидетельствах о рождении детей, подтверждения наличия необходимого страхового стажа, в том числе периодов работы на территории Узбекской СССР, достижения её детьми возраста полутора лет, с целью включения указанных периодов в его страховой стаж, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость дополнительно представить истцу недостающие документы для назначения страховой пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Придя к выводу о том, что основания для назначения истцу страховой пенсии с даты первоначального обращения в пенсионный орган отсутствуют в связи с непредставлением Камиловой М.Н. необходимых документов, подтверждающих право на пенсию, пенсионный орган в полной мере выполнил возложенные на него обязанности по разъяснению истцу перечня документов, которые необходимо представить для назначения пенсии, суд первой инстанции указанные юридически значимые обстоятельства не выяснял.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в части, которой истцу отказано в удовлетворении требований об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию, указанные выводы суда не проверил, в апелляционном определении ошибочно исходил из того, что наличие необходимого страхового стажа истец подтверждать не обязана, поскольку ранее получала пенсию того же вида на территории Республики Узбекистан.
Условия назначения пенсии по законодательству Республики Узбекистан и страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом требований статьи 35 указанного Федерального закона, установление того, какие документы представлены в пенсионный орган Камиловой М.Н. и какие имелись в находившемся в распоряжении пенсионного органа пенсионного дела, поступившего из Республики Узбекистан, являлись ли они достаточными для назначения истцу страховой пенсии по старости, обстоятельства выполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению Камиловой М.Н. вопроса о том, какие недостающие документы ей необходимо было представить дополнительно для устранения расхождений в написании её фамилии в трудовой книжке, свидетельствах о рождении детей, подтверждения наличия необходимого страхового стажа, в том числе периодов работы на территории Узбекской СССР, достижения её детьми возраста полутора лет, с целью включения указанных периодов в его страховой стаж, а также по самостоятельному истребованию необходимых документов в государственных органах, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанций о том, что пенсионные правоотношения при переезде истца в Российскую Федерацию сохранились, наличие условий для назначения пенсии по законодательству Российской Федерации проверке не подлежат, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 мая 2021 г. в той части, которой отменено решение Ашинского городского суда Челябинской области от 4 марта 2021 г. об отказе в удовлетворении исковых требований Камиловой М.Н. к УПФР о признании незаконным решения об установлении страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию, и принятии нового решения о признании незаконным решения УПФР N 527677/19 от 13 января 2020 г. об отказе в установлении Камиловой М.Н. страховой пенсии, возложении на УРФР обязанности назначить Камиловой М.Н. страховую пенсию с 1 августа 2019 г, нельзя признать законными, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствующей части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 3 июня 2021 г. отменить в той части, которой отменено решение Ашинского городского суда Челябинской области от 4 марта 2021 г. об отказе в удовлетворении исковых требований Камиловой Мадины Нурмухамедовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области о признании незаконным решения об установлении страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию, и принятии нового решения о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области N 527677/19 от 13 января 2020 г. об отказе в установлении Камиловой Мадине Нурмухамедовне страховой пенсии, возложении на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области обязанности назначить Камиловой Мадине Нурмухамедовне страховую пенсию с 1 августа 2019 г, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 3 июня 2021 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.