Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6562/2020 по иску Нигматуллина Ильдара Камилевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Нигматуллина Ильдара Камилевича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нигматуллин И.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) (далее УПФ в г. Сургуте) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в качестве мастера треста "Сургутремстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" с 01 июля 2000 года по 30 декабря 2000 года; в качестве производителя работ в ООО "Еврострой-С" с 25 апреля 2003 года по 30 сентября 2003 года; в качестве производителя работ в ООО "Сургутгазпром" ОАО "Газпром" с 24 апреля 2006 года по 31 декабря 2006 года; назначении пенсии по старости со 02 октября 2019 года.
В обоснование заявленных требований Нигматуллин И.К. сослался на то, что 02 октября 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа N 6624 от 01 ноября 2019 года в назначении пенсии ему отказано, в связи с отсутствием стажа работы по Списку N 2, в который ответчик не учел спорные периоды работы. Отказ в назначении пенсии полагает незаконным.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 октября 2020 года на УПФ в г. Сургуте возложена обязанность включить в специальный стаж Нигматуллина И.К. периоды работы с 24 апреля 2006 года по 19 ноября 2006 года и с 25 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 июня 2021 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 октября 2020 года в части включения в специальный стаж Нигматуллина И.К. периодов работы с 24 апреля 2006 года по 19 ноября 2006 года и с 25 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года отменено, в удовлетворении указанных требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной Нигматуллин И.К. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В жалобе истец выражает несогласие с произведенной судом оценкой представленных в материалы дела доказательств. Ссылается на то, что сведения о льготном характере работы в период с 01 июля 2000 года по 30 декабря 2000 года указаны в выписке из лицевого счета застрахованного лица. Особые условия работы в период с 25 апреля 2003 года по 30 сентября 2003 года подтверждены представленной им справкой ООО "Еврострой-С" от 15 января 2015 года, сведения из которой согласуются с данными трудовой книжки. Полагает, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж периодов работы с 24 апреля 2006 года по 19 ноября 2006 года, с 25 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года не обоснован.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры.
Нигматуллин И.К, представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 02 октября 2019 года Нигматуллин И.К, "данные изъяты" года рождения (по достижении 53-летнего возраста), обратился в УПФ в г. Сургуте с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФ в г. Сургуте N 6624 от 01 ноября 2019 года в установлении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Нигматуллину И.К. отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы по Списку N 2. Как следует из указанного решения на дату обращения Нигматуллин И.К. имеет страховой стаж 35 лет 07 месяцев 22 дня (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П); стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 25 лет 04 месяца 26 дней; стаж работы по Списку N 2 - 05 лет 06 месяцев 22 дня (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П), из необходимых - 6 лет 03 месяца.
Из трудовой книжки Нигматуллина И.К. установлено, что он с 19 июня 2000 года по 30 декабря 2000 года работал мастером строительно-монтажного цеха в тресте "Сургутремстрой" структурном подразделении ОАО "Сургутнефтегаз"; с 25 апреля 2003 года по 30 сентября 2003 года - в ООО "Еврострой-С" производителем работ на строительном участке N 2; с 24 апреля 2006 года по 06 декабря 2007 года - производителем работ участка подсобных и вспомогательных работ в ремонтно-восстановительном управлении N 3 ООО "Сургутгазпром".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Нигматуллина И.К. о включении в его стаж по Списку N 2 периода работы в должности мастера треста "Сургутремстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" с 01 июля 2000 года по 30 декабря 2000 года и в качестве производителя работ в ООО "Еврострой-С" с 25 апреля 2003 года по 30 сентября 2003 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", исходил из того, что при разрешении спора факт льготного характера работы Нигматуллина И.К. в должности мастера в тресте "Сургутремстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" с 01 июля 2000 года по 30 декабря 2000 года работодателем, который несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых для установления и выплаты
пенсии по старости, не подтвержден; период работы в ООО "Еврострой-С" в качестве производителя работ с 25 апреля 2003 года по 30 сенттября 2003 года в выписке лицевого счета застрахованного лица отражен, как период работы с "обычными условиями".
Разрешая требования о включении в специальный стаж периода работы с 24 апреля 2006 года по 31 декабря 2006 года в ОАО "Газпром", суд первой инстанции исходил из того, что указанный период отражен в трудовой книжке истца, архивной справкой подтвержден льготный характер работы в указанный период, периоды работы с 01 января 2006 года по 19 ноября 2006 года и с 25 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года ранее учитывались ответчиком в специальный стаж истца, в выписке из лицевого счета, сформированной 18 января 2017 года, данные периоды отражены с кодом особых условий труда, и пришел к выводу о наличии оснований для включения периодов работы с 01 января 2006 года по 19 ноября 2006 года и с 25 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года в льготный стаж истца по Списку N 2.
Установив, что с учетом дополнительно включенных периодов работы требуемая продолжительность стажа истца по Списку N 2 отсутствует, суд в удовлетворении требований о назначении страховой пенсии по старости со 02 октября 2019 года отказал.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции по результатам оценки материалов дела, а также доказательств представленных суду апелляционной инстанции, указал на последовательное отрицание работодателем ПАО "Сургутнефтегаз" выполнения истцом в период с 01 июля 2000 года по 30 декабря 2000 года работы в условиях, предусмотренных Списком N 2; на отсутствие допустимых доказательств выполнения истцом в период с 25 апреля 2003 года по 30 сентября 2003 года работы в условиях, предусмотренных Списком N 2, постоянно, в течение полного рабочего дня, и оценив в совокупности с иными доказательствами по делу вступившее в законную силу решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июня 2019 года, которым истцу было отказано во включении в специальный стаж периода работы с 25 апреля 2003 года по 30 сентября 2003 года, согласился с выводами суда в части отказа Нигматуллину И.К. в удовлетворении данных требований.
Отменяя решение суда в части включения в специальный стаж истца периода работы с 24 апреля 2006 года по 31 декабря 2006 года в ОАО "Газпром" и принимая новое решение об отказе в удовлетворении названных требований, суд апелляционной инстанции, проанализировав приобщенные в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж не имеется, поскольку в имеющихся архивных документах не указан участок, на котором работал истец, отсутствуют документы, подтверждающие "вредный" характер его работы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно части 2 статьи 33 указанного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа дает право на государственную пенсию на льготных условиях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, засчитывается в стаж работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с периодами предусмотренными Списком, указанным в абзаце 1 данного подпункта.
Пунктом 3 постановления правительства Российской Федерации от 16 июля года N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункта 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей... " под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
В силу статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" и в соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, за периоды до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования ? на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Для подтверждения характера работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда первой инстанции в части, и выводы апелляционной инстанций основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица имеются сведения о льготном характере его работы в тресте "Сургутремстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" с 01 июля 2000 года по 30 декабря 2000 года, указанный период отражен с особым кодом ЗП12Б/2290000Б-23419, судами не принята в качестве допустимого доказательства справка ООО "Еврострой-С" от 15 января 2015 года, уточняющая работу в особых условиях труда, не являются основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Отклоняя аналогичные доводы Нигматуллина И.К. суд апелляционной инстанции проанализировал сведения, указанные в трудовой книжке истца, иные доказательства по настоящему делу и пришел к выводу о том, что в разные периоды времени выдаваемые работодателем справки и сведения индивидуального учета содержали разную информацию относительно условий выполнения истцом трудовой функции. По результатам оценки доказательств установил, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 08 октября 2019 года, выданной непосредственно перед обращением истца за назначением пенсии, и в последующих выписках сведения индивидуального учета не подтверждается выполнение истцом в спорные периоды работы в особых условиях. Кроме того судом принято во внимание, что работодатель ПАО "Сургутнефтегаз" не подтвердил выполнение Нигматуллиным И.К. трудовой функции в особых условиях.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами дана надлежащая оценка представленной в материалы дела справке ООО "Еврострой-С" от 15 января 2015 года, суд пришли к выводу, что из ее содержания не представляется возможным установить выполнение истцом работы в особых условиях, его занятость в течении полного рабочего дня, а также перечень документом, послуживших основанием для выдачи такой справки.
На основании анализа представленных документов суды пришли к выводу о том, что факт работы истца в периоды с 01 июля 2000 года по 30 декабря 2000 года и с 25 апреля 2003 года по 30 сентября 2003 года по профессии, предусмотренной Списком N 2, для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, характер выполняемой им работы и ее выполнение в течение полного рабочего дня не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения гражданского дела.
По существу указанные доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и оспаривание правильности выводов суда.
Оценка доказательств, определение их достаточности, достоверности, относимости и допустимости являются компетенцией судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с данной оценкой и иное видение обстоятельств спора, к которому сводятся доводы кассационной жалобы, не являются основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 октября 2020 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нигматуллина Ильдара Камилевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.