Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Молчановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-651/2021 по административному исковому заявлению Зелёного Д.Р. о признании недействующим в части распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 28 ноября 2019 г. N 15ВР-1947 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 10 июня 2021 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бузмакова С.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Зелёного Д.Р. - Дружининой А.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 ноября 2019 г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение N 15ВР-1947 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Данным распоряжением определён, в том числе перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год, Перечень).
Распоряжение 28 ноября 2019 г. размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в сети "Интернет" http://mio.mosreg.ru и 29 ноября 2019 г. опубликовано в официальном печатном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 225.
В пункт N Перечня включено нежилое здание, общей площадью 7 421, 9 кв. метров, с кадастровым номером N, назначение: нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес".
Зеленый Д.Р, являясь собственником нежилого здания, обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта N Перечня на 2020 год, ссылаясь на отсутствие у данного здания предусмотренных законом признаков объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество начисляется исходя из кадастровой стоимости.
Решением Московского областного суда от 10 июня 2021 г. требования административного истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе Зелёному Д.Р. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильное применение норм материального права, указав, что вывод суда о том, что ни вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, ни техническая документация, ни фактическое использование здания не позволяет отнести его к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, является ошибочным. Вид разрешённого использования земельного участка "для организации торгово-промышленного комплекса" однозначно предусматривает размещение в здании объектов торговли.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения с просьбой оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ), пункта 13.5(1) Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. N 842/27, сделал верное заключение о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно статье 400 Налогового кодекса РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Кодекса.
К объектам налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ отнесены, в том числе жилой дом, жилое помещение, объект незавершённого строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных данной статьёй.
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного Кодекса, налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 2 процентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ).
Законом Московской области от 8 октября 2014 г. N 126/2014-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Московской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (с 1 января 2015 г.).
Решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 19 мая 2016 г. N 6/3 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Мытищи Московской области" (с учётом последующих изменений) в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц в 2016 и 2017 годах установлена в размере 1, 5 процента от кадастровой стоимости, в 2018 году и последующие годы - 2 процента.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, определённых названной нормой: нахождение на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; наличие в здании помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо фактически используется для размещения таких объектов не менее 20 процентов общей площади здания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в Московской области (далее - Порядок N 512/25) утверждён постановлением Правительства Московской области от 1 июля 2014 г. N 512/25.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Зелёный Д.Р. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 7 421, 9 кв. метров, назначение: нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 20 000 кв. метров, который согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет вид разрешённого использования "для организации торгово-промышленного комплекса".
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, действовавшим на момент утверждения Перечня на 2020 год, вид разрешённого использования земельного участка "для организации торгово-промышленного комплекса" не предусмотрен. Такой вид разрешённого использования земельного участка не является конкретно определённым, он не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ, и не свидетельствует однозначно о возможности размещения на земельном участке торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень на 2020 год по названному критерию противоречит налоговому законодательству и не может быть признано правильным.
Также суд правомерно не усмотрел оснований для включения здания в оспариваемый пункт Перечня на 2020 год и по виду фактического использования здания.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет его в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что до принятия оспариваемого нормативного правового акта проверка фактического использования спорного здания с соблюдением установленной Порядком N 512/25 процедуры не проводилась.
Кроме того, согласно экспликации к техническому паспорту спорное здание административно-производственного корпуса, площадью 7 421, 9 кв. метров, включает основные помещения с назначением "производственные помещения" площадью 772, 4 кв. метров и 4 723, 1 кв. метров, "котельную" площадью 36 кв. метров, "складские помещения" суммарной площадью 388, 7 кв. метров, "вестибюли" площадью 243, 5 кв. метров и 81.4 кв. метров, "кабинеты" общей площадью 512, 4 кв. метров, "комнаты отдыха" суммарной площадью 52, 89 кв. метров. Сведения о нахождении в здании помещений для размещения объектов торговли, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания отсутствуют.
Имеющийся в административном деле акт обследования здания с целью определения вида его фактического использования для целей налогообложения от 21 января 2021 г, которым спорный объект недвижимости был исключён из Перечня, утверждённого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 ноября 2020 г. N 15ВР-1607, подтверждает доводы административного истца о том, что торговая площадь в здании составляет всего 242, 7 кв. метров или 3, 27 процентов от общей площади здания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако Министерством имущественных отношений Московской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего на праве собственности административному истцу здания условиям, установленным Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения этого объекта в Перечень на 2020 год, не представлено; не содержится их и в материалах дела.
При таком положении суд правомерно удовлетворил административный иск и признал недействующими оспариваемый пункт Перечня на 2020 год.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решение не содержат.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 10 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.