Судебная коллегия по уголовным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Коняева И.Б, судей Караулова М.Г, Омарова О.М, при ведении протокола судебного заседания секретарём Мамчичем И.А, с участием:
прокурора Душейко А.А, осуждённого ФИО1 и его защитника - адвоката Викторова В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого ФИО1 на приговор Северского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2019 года и апелляционное постановление Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2020 года, в соответствии с которыми
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", судимый:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
осуждён по:
пунктам "а", "в" части 2 статьи 158 УК РФ (по факту хищения имущества ФИО7) к 1 году 9 месяцам лишения свободы;
пунктам "а", "в" части 2 статьи 158 УК РФ (по факту хищения имущества ФИО8) к 2 годам лишения свободы;
пунктам "а", "в" части 2 статьи 158 УК РФ (по факту хищения имущества ФИО9) к 1 году 9 месяцам лишения свободы.
Окончательное наказание ФИО1 назначено на основании части 3 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения ФИО1 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на меру пресечения в виде заключения под стражу; взят под стражу в зале суда.
Срок отбывания наказания ФИО1 постановлено исчислять ДД.ММ.ГГГГ. В срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления приговора в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) из расчёта один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колони строгого режима.
Решён вопрос о вещественных доказательствах.
Этим же приговором осужден ФИО14, в отношении которого судебные решения в кассационном порядке не обжалуются.
Апелляционным постановление Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2020 года приговор в отношении ФИО1 изменён, указано на назначение окончательного наказания на основании части 2 статьи 69 УК РФ; в остальной части приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Караулова М.Г, выслушав выступления осуждённого ФИО1 и его защитника - адвоката Викторова В.В, позицию прокурора Душейко А.А, судебная коллегия
установила:
приговором Северского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2019 года ФИО1 осуждён за три факта кражи, т. е. "данные изъяты" хищения чужого имущества группой лиц по предварительному сговору с причинением значительного ущерба гражданину.
Преступления совершены при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осуждённый ФИО1 выражает несогласие с состоявшими судебными решениями, считая их несправедливыми вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания, просит его снизить. Убеждён в том, что суд апелляционной инстанции, изменяя приговор и учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств, должен был принять решение о снижении окончательного наказания. Оспаривает законность признания отягчающего наказания обстоятельства - рецидива преступлений. Обращает внимание на рождение у него после вступления приговора в законную силу ребёнка.
В возражениях на кассационную жалобу осуждённого государственный обвинитель - помощник прокурора Северского района Краснодарского края Павлов А.С. и начальник кассационного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Краснодарского края Гололобова Н.П. высказываются о законности и обоснованности судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав выступления сторон, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
По смыслу статьи 401.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 401.15 УПК РФ круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона ограничен лишь такими нарушениями, которые искажают саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу, в частности, на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом наказания.
Такие нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход данного дела, в представленных материалах отсутствуют.
В силу положений статьи 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также основан на правильном применении уголовного закона.
Нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход данного дела, отсутствуют.
Обстоятельства, при которых ФИО1 совершил преступления и которые в силу статьи 73 УПК РФ подлежали доказыванию по делу, судом определены правильно, выводы суда о его виновности соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, и осуждённым не оспариваются.
Виновность ФИО1 в действиях, связанных с "данные изъяты" хищениями чужого имущества при установленных в приговоре обстоятельствах, с достаточной убедительностью подтверждается совокупностью доказательств, собранных по делу, исследованных в суде первой инстанции и приведённых в судебном акте.
Обстоятельства, которые могли бы повлиять на объективность выводов суда о виновности ФИО1 в указанных преступлениях, а также о доказанности его вины, не выявлены.
Выводы суда в приговоре относительно фактических обстоятельств дела и доказанности вины осуждённого ФИО1 в совершении данных преступлений соответствуют приведённым в приговоре доказательствам и являются обоснованными, подробно мотивированы в приговоре, основания сомневаться в их правильности отсутствуют. Судом учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действиям ФИО1 суд дал правильную юридическую оценку, верно квалифицировал их по каждому факту хищений по пунктам "а", "в" части 2 статьи 158 УК РФ по указанным в приговоре признакам. Причин сомневаться в обоснованности принятого судом решения относительно квалификации действий осуждённого ФИО1 судебная коллегия не находит. Основания для иной правовой оценки его действий не установлены.
Наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 6, 60 УК РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осуждённого, который по месту жительства характеризуется положительно, на учётах у нарколога и психиатра не состоит; обстоятельств, смягчающих наказание: активного способствования раскрытию и расследованию преступлений, признания вины, раскаяния в содеянном; отягчающего наказание обстоятельства - рецидива преступлений; влияния назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни его семьи.
Поскольку ФИО1 совершил умышленные преступления, имея судимость за ранее совершённое умышленное тяжкое преступление по приговору "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, наказание по которому отбывал в местах лишения свободы, руководствуясь положениями статьи 18 УК РФ, суд правильно признал в качестве отягчающего его наказание обстоятельства рецидив преступлений.
Все смягчающие наказание и иные имеющие значение при назначении наказания обстоятельства судом учтены и приняты во внимание в полном объёме. Иные сведения, которые бы могли повлиять на вопросы назначения наказания, в рамках состязательного процесса суду не представлены.
В связи с тем, что наличие смягчающих наказание обстоятельств устанавливается на момент постановления приговора, рождение у осуждённого ребёнка после вступления приговора в законную силу не является основанием для признания данного обстоятельства смягчающим.
Поскольку в силу статьи 43, части 1 статьи 68 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений, а также учитывая то обстоятельство, что исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, суд пришёл к правильному выводу о том, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижения целей наказания, обоснованно назначил ФИО1 наказание за каждое совершённое им преступление в виде лишения свободы, верно не усмотрев оснований для применения статьи 73 УК РФ, о чём привёл в приговоре мотивированные суждения. Решение суда о возможности исправления осуждённого только в условиях реальной изоляции от общества аргументировано в приговоре. Оснований не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия не находит.
Требования части 2 статьи 68 УК РФ, определяющие назначение наказания при рецидиве преступлений, судом соблюдены. Суд аргументированно не признал выявленную по делу совокупность данных о личности осуждённого и обстоятельств совершённых им преступлений достаточной для реализации правовых принципов и правил в рамках части 3 статьи 68 УК РФ.
Наличие в действиях ФИО1 отягчающего наказание обстоятельства - рецидива преступлений - не позволило судебной коллегии применить в отношении осуждённого положений части 1 статьи 62, части 6 статьи 15 УК РФ.
Назначенное ФИО1 наказание по своему виду и размеру, как за каждое совершённое преступление, так и по их совокупности отвечает требованиям закона, соразмерно содеянному, данным о личности осуждённого и, таким образом, является справедливым. Основания для его смягчения, а также для назначения более мягкого вида наказания отсутствуют.
Вид исправительного учреждения, в котором осуждённому надлежит отбывать наказание, суд назначил с учётом статьи 58 УК РФ.
В апелляционном порядке уголовное дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 451 УПК РФ, апелляционное постановление отвечает требованиям статьи 389.28 УПК РФ. Доводы осуждённого заслушаны и приняты во внимание судом апелляционной инстанции, тщательно проверены и получили соответствующую оценку. Суд апелляционной инстанции справедливо признал их необоснованными, указав в апелляционном постановлении мотивы принятого решения; его выводы являются правильными и сомнений не вызывают. При этом, принимая решение об изменении приговора, суд обсудил вопрос о справедливости назначенного наказания и пришёл к законному выводу об отсутствии оснований для его смягчения.
Существенные нарушения закона, которые путём лишения или ограничения прав участников судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путём повлияли бы на исход дела, исказили суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, в том числе на выводы о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом справедливого наказания, судами по уголовному делу в отношении ФИО1 не допущены.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены состоявшихся судебных решений отсутствуют.
С учётом изложенного, руководствуясь статьёй 38928, пунктом 1 части 1 статьи 40114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осуждённого ФИО1 на приговор Северского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2019 года и апелляционное постановление Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2020 года оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 401.3 УПК РФ настоящее кассационное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47? УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий И.Б. Коняев
Судьи М.Г. Караулов
О.М. Омаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.