Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 22 июня 2021 года, на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 08 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Миленина А.М. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заместителю министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Салтыковой К.С. о признании незаконным приказа, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Карапетян Э.Г, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Миленин А.М. обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18 мая 2020 года N2057 "Об отказе в предоставлении земельного участка"; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление Миленина А.М, поступившее 19 марта 2020 года, о предоставлении в собственность земельного участка площадью 13568 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Теплое, на территории Перовского сельского поселения в порядке завершения оформления прав, а также сообщить об исполнении решения в Симферопольский районный суд Республики Крым и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что истцом на основании распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АРК от 13 декабря 2011 года N 2544-р и Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым от 02 сентября 2020 года подано заявление от 19 марта 2020 года о представлении в собственность земельного участка, площадью 13568 кв.м, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Теплое, на территории Перовского сельского совета. Приказом от 18 мая 2020 года N2057 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым отказано административному истцу в предоставлении в собственность земельного участка. Отказ ответчика мотивирован несоответствием места расположения земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования, расположением земельного участка в зоне садовой застройки (СХ-3). Истец полагает, что отказ ответчика носит формальный характер, из его содержания однозначно не следует какой конкретно градостроительной документации, документам территориального планирования и градостроительного зонирования и какого уровня не соответствует местоположение земельного участка, в связи с чем Миленин А.М. обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18 мая 2020 года N2057 "Об отказе в предоставлении земельного участка"; возложена обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Миленина А.М. от 19 марта 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 13568 кв.м, расположенного в районе с. Теплое Симферопольского района на территории Перовского сельского совета, в порядке завершения оформления прав; взыскано с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в пользу Миленина А.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 08 февраля 2021 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовала представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Карапетян Э.Г, которая доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, что обусловлено следующим.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что из приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18 мая 2020 года N2057 не усматривается каким именно документам территориального планирования и градостроительного зонирования не соответствует испрашиваемый земельный участок. В материалах дела отсутствуют и суду не представлены доказательства несоответствия месторасположения земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования, расположения земельного участка в зоне садовой застройки (СХ-3).
Однако с данными выводами суда первой и апелляционной инстанции согласиться нельзя ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в АРК от 13 декабря 2011 года N2344-р "О разрешении гр. Миленину А.М. разработки проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе с. Теплое на территории Перовского сельского совета" административному истцу разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2, 0 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенной в районе с. Теплое на территории Перовского сельского совета.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18 мая 2020 года N2057 "Об отказе в предоставлении земельного участка" гражданину Российской Федерации Миленину А.М. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 13568 кв.м, на основании пункта 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в связи с несоответствием месторасположения земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования, расположением земельного участка в зоне садовой застройки (СХ-3), где ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав Российской Федерации новых субъекты - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 01 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно части 6 статьи 13 Закона N38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются: наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из ответа первого заместителя главы администрации Симферопольского района Республики Крым от 26 марта 2020 года N16445/01-11/1 согласно генеральному плану Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденному решением 85 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 06.12.2018 и правилам землепользования и застройки Первомайского сельского поселения Симферопольского района, утвержденным решением 89 сессии 1 созыва Симферопольского районного совета Республики Крым от 13 марта 2019 года, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садовой застройки (СХ-3), где ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код - 1.16) не предусмотрено (л.д. 115).
Данный ответ подтверждается, представленным администрацией Симферопольского района Республики Крым в суд апелляционной инстанции выкопировки из Генерального плана и правил землепользования и застройки Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (л.д. 144-157).
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Указанные требования судом первой и апелляционной инстанции выполнены не были.
Для правильного разрешения дела судам нижестоящих инстанций необходимо было установить соответствовало ли месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года.
Кроме того из содержания приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18 мая 2020 года N2057, следует, что фактически в нем указывается о том, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, что в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом первой и апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 08 февраля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 16 сентября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.