Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1" Волвенко И.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1" об оспаривании предписания органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителей ПК "ГСК "Волна-1" по доверенности Волненко И.И. и Мороза И.И, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
председатель потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1" Волвенко И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания главного специалиста-эксперта отдела инспекционной работы управления административно-технического контроля департамента городского хозяйства города Севастополя Сафенрейтера В.А. от 3 сентября 2020 года N 6475 об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требования иска.
В кассационной жалобе, поданной председателем ПК "ГСК "Волна-1" Волвенко И.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 2 июля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 4 августа 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителей ПК "ГСК "Волна-1" по доверенности Волненко И.И. и Мороза И.И, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В целях проверки соблюдения Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 3 ноября 2017 года N 844-1111 в соответствии с Порядком осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Севастополя и перечня должностей, уполномоченных на осуществление контроля, выдачу предписаний в сфере благоустройства, утвержденного приказом департамента городского хозяйства г. Севастополя от 21 августа 2018 года N 322-ОД 25 августа 2020 года административным ответчиком составлен акт обследования территории истца на предмет соблюдения правил благоустройства, согласно которому установлено, что у кооператива отсутствует заключенный с региональным оператором договор на обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании данного акта кооперативу выдано предписание об установлении выявленных нарушений в сфере благоустройства, из которого следует, что кооперативом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд первой инстанции установил, что между потребительским кооперативом и акционерным обществом "Автотранспортное предприятие 2628" заключен договор на оказание услуг по транспортированию отходов производства и потребления. При этом между АО "Автотранспортное предприятие 2628" и ООО "Тургеневский карьер" заключен договор оказания услуг, согласно которому последний обязуется принимать и размещать (захоронять) отходы производства и потребления. Исследовав паспорта отходов ПК "ГСК "Волна-1", акты выполненных работ за 2020 года по договору, заключенному с АО "Автотранспортное предприятие 2628", суд пришел к выводу об отсутствии в действиях истца нарушений Правил благоустройства.
Апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с условиями типового договора истец обязуется оказывать услуги по обращению с ТКО, а должник обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 4.1 данного Федерального закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
К отходам производства IV класса опасности относятся: отходы резины, включая старые шины, строительные отходы, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) и т.п.
К отходам производства V класса опасности относятся такие важные вторичные ресурсы, как отходы производства бумаги и бумажных изделий (срыв бумаги и картона, отходы бумаги и картона от резки и штамповки), отходы обработки древесины и производства изделий из дерева (горбыль и рейка из натуральной древесины, щепа, обрезь, опилки и стружка натуральной древесины), отходы производства стекла и изделий из стекла (бой стекла, отходы стекловолокна).
Твердыми коммунальными отходами (ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона).
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий". Условия образования твердых коммунальных отходов обусловливают также особенность их удаления, которое осуществляется в основном путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.
Таким образом, виды отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходам, относятся к IV или V классу опасности.
Учитывая, что ответчик является гаражно-строительным кооперативом, объекты которого используются населением для хранения транспортных средств, в результате такого использования безусловно образуются как отходы производства (IV и V класса опасности), так и твердые коммунальные отходы в результате жизнедеятельности собственников объектов (также IV и V класса опасности).
Кроме того, как следует из приложения к договору на оказание услуг по транспортированию отходов производства и потребления, последнее среди прочего предполагает принять отходы овощей необработанных, хлебобулочные, мучные кондитерские изделия, отходы, остатки фруктов, овощей, растительных остатков, бой стекла, пищевые отходы кухонь, прочее, то есть отходы, которые образуются и в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, то есть ТКО.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 1 названного Федерального закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Таким образом, с 1 января 2019 года введен законодательный запрет на заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами, кроме регионального оператора, статус которого приобретается в установленном порядке.
В силу пункта 7 статьи 24.6 поименованного Федерального закона зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой Региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
В силу части 2 данной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается Региональными операторами в соответствии с Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Пунктами 1, 8 (1) Правил предусмотрено, что лица (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели), владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, являются собственниками твердых коммунальных отходов (потребителями).
Частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ и 8 (1) Правил в редакции, действующей с 1 января 2019 года, предусмотрена обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО.
Согласно статьей 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641".
Общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года является Региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет свою деятельность на территории города Федерального значения - Севастополь и согласно Постановлению Правительства Севастополя от 13 октября 2016 года N 976-ПП "Об утверждении территориальной схемы города Севастополя в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" осуществляет сбор, транспортирование, обработку утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя согласно территориальной схемы. Собственники твердых коммунальных отходов (физические и юридические лица), проживающее и осуществляющее деятельность на территории Севастополя, обязаны заключить договор по обращению с отходами с Региональным оператором.
Поскольку в деятельности истца образуются ТКО, заключение договора с иным хозяйствующим субъектом в сфере деятельности с отходами производства и потребления не освобождает истца от заключения договора с Региональным оператором.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.