Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу Управления Росреестра по Астраханской области на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 3 марта 2021 года по административному исковому заявлению Незамиана Х.М. к Управлению Росреестра по Астраханской области об оспаривании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Незамиан Х.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра) от 18 мая и 10 июня 2020 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений в основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по "адрес" (далее - спорный земельный участок), обязать Управление Росреестра осуществить государственный кадастровый учет изменений основных характеристик спорного земельного участка.
Требования административного иска мотивированы тем, что вступившим в законную силу судебным решением установлены границы спорного земельного участка, а также устранена реестровая ошибка в сведениях о координатах точек границ смежного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Незамиан Х.М. обратился к административному ответчику с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений описания границ указанного земельного участка, на что Управлением Росреестра приняты решения, согласно которым осуществление государственного кадастрового учета приостановлено ввиду того, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а осуществление государственного кадастрового учета описания границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" возможно только после устранения реестровой ошибки в координатах точек границ смежного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 23 декабря 2020 года требования административного искового заявления удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 3 марта 2021 года решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 23 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 июля 2021 года, Управлением Росреестра ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, судами не принято во внимание, что вступившим в законную силу заочным решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 12 ноября 2019 года исправляются одновременно две реестровые ошибки в границах пересекаемых земельных участок с кадастровыми номерами "данные изъяты" (спорный земельный участок) и "данные изъяты", следовательно, исправление реестровой ошибки в координатах спорного земельного участка возможно только после устранения ошибок в каталоге координат и в площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Определением судьи от 15 сентября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела, Незамиан Х.М. является собственником помещений в многоквартирном доме N по "адрес", расположенных на спорном земельном участке.
Границы спорного земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Выявлена реестровая ошибка, выраженная в смещении местоположения границ относительно их фактического положения - границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" налагаются на жилой дом, расположенный в границах спорного земельного участка.
В целях устранения реестровых ошибок Незамиан Х.М. обратился в суд. Вступившим в законную силу заочным решением Ленинского районного суда города Астрахани от 12 ноября 2019 года установлены границы спорного земельного участка с указанием координат точек границ земельного участка. Признана и исправлена реестровая ошибка в части координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" путем внесения изменений соответствующих сведений в ЕГРН с обозначением характерных точек границ земельного участка.
Незамиан Х.М. обратился в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений описания границ спорного земельного участка, представив межевой план и судебное решение.
18 мая 2020 года Управлением Росреестра принято решение N о приостановлении государственного кадастрового учета на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) (границы земельного участка, в отношении которого подано заявление, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства).
10 июня 2020 года Управлением Росреестра принято решение N о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета на основании пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ с указанием на то, что имеет место пересечение границ спорного земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадь пересечения - 80, 93 кв. м.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемые решения административного ответчика являются незаконными и нарушают права административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Судами установлено, что в реестровых записях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных двух земельных участках имеются реестровые ошибки. Границы спорного земельного участка административного истца пересекают границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Данные реестровые ошибки устранены вступившим в законную силу судебным решением от 12 ноября 2019 года, которым установлены границы спорного земельного участка с указанием соответствующих координат характерных точек границ земельного участка и исправлена реестровая ошибка в части координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" путем внесения изменений соответствующих сведений в ЕГРН с обозначением характерных точек границ земельного участка.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, не связанных с лишением права собственности, урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ, в части 3 которой под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.
Учитывая изложенное, поскольку границы спорного земельного участка установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Астрахани от 12 ноября 2019 года по иску Незамиана Х.М. об установлении границ земельного участка и исправлении реестровой ошибки согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности обжалуемых решений Управления Росреестра.
Довод кассационной жалобы о том, что исправление реестровой ошибки в координатах земельного участка административного истца возможно только после устранения ошибок в каталоге координат и в площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", не может быть признан основанием для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 16 КАС Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 7 части 1 статьи 16, часть 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, наличие в сведениях ЕГРН реестровой ошибки относительно описания границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", которая признана таковой упомянутым заочным решением суда, не может препятствовать осуществлению государственного кадастрового учета изменений описания границ земельного участка Незамиана Х.М. Она подлежит исправлению Управлением Росреестра в порядке, предусмотренном частями 3, 4, 6 и 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определения суда апелляционной инстанций, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 3 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Астраханской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.