Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Капункина Ю.Б.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу отдела МВД России по Среднеахтубинскому району Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2021 года, которым отменено решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 19 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Чугунова В.Н. к Отделу МВД России по Среднеахтубинскому району Волгоградской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Чугунов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие отдела МВД России по Среднеахтубинскому району (далее - ОМВД), выразившееся в непредоставлении Чугунову В.Н. в лице представителя Маркова А.М. ответа по существу заявления от 21 августа 2020 года, непредоставлении заверенных копий постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 апреля 2020 года и решения прокуратуры Среднеахтубинского района от 5 мая 2020 года об отмене данного постановления по материалу проверки от 27 января 2020 года; обязать отдел МВД России по Среднеахтубинскому району устранить допущенные нарушения.
Требования административного иска мотивированы тем, что 21 августа 2020 года административный истец через своего представителя по доверенности Маркова А.М. обратился в ОМВД с заявлением о предоставлении заверенной копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 апреля 2020 года по материалу проверки КУСП от 21 января 2020 года N, а также заверенной копии постановления прокуратуры Среднеахтубинского района от 5 мая 2020 года об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
31 августа 2020 года указанное заявление зарегистрировано в книгу учета обращений граждан ОМВД.
Согласно поступившему ответу из ОМВД от 9 сентября 2020 года N, ознакомить Маркова А.М. с материалом проверки КУСП N не представляется возможным.
ИП Чугунов В.Н. считает бездействие должностных лиц ОМВД, выразившееся в непредоставлении его представителю Маркову А.М. запрошенных копий документов незаконным, нарушающим право ИП Чугунова В.Н, поскольку собранные в ходе проверки по материалу сведения и вынесенные процессуальные документы напрямую затрагивают права и законные интересы ИП Чугунова В.Н.
Решением Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 19 ноября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2021 года решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 19 ноября 2019 года отменно, по делу принято новое решение, которым требования административного иска удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ОМВД, выразившееся в непредоставлении ИП Чугунову В.Н. в лице представителя Маркова А.М. ответа по существу заявления от 21 августа 2020 года.
На ОМВД возложена обязанность рассмотреть заявление ИП Чугунова В.Н. от 21 августа 2020 года.
В остальной части требований административного иска отказать.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 августа 2021 года, ОМВД ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 22 сентября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ГУ МВД России по Волгоградской области - Черненко С.Б, поддержавшего доводы жалобы, представителя Чугунова В.Н. по доверенности Маркова А.М, возражавшего против доводов жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела, 27 января 2020 года в дежурную часть ОМВД поступил рапорт о/у "данные изъяты" ФИО об обнаружении признаков преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, который был зарегистрирован в КУСП под номером "данные изъяты"
30 апреля 2020 года по результатам проведенной по данному факту процессуальной проверки принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
5 мая 2020 года заместитель прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области ФИО1 вынес постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
21 августа 2020 года от ИП Чугунова В.Н. в лице его представителя Маркова А.М. в ОМВД поступило заявление о предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 апреля 2020 года по материалу процессуальной проверки КУСП от 27 января 2020 года N, а также решения прокуратуры Среднеахтубинского района об отмене указанного постановления от 5 мая 2020 года.
21 августа 2020 года данное заявление зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях ОМВД под номером "данные изъяты".
31 августа 2020 года названное заявление зарегистрировано для рассмотрения в качестве обращения гражданина в ОМВД под номером "данные изъяты"
9 сентября 2020 года заявителю по поступившему заявлению начальник ОМВД ФИО2 дал ответ N, что ознакомить заявителя с материалом проверки КУСП N в рамках которого осуществляется проверка исполнения муниципального контракта N не представляется возможным, поскольку указанный материал направлен в прокуратуру Среднеахтубинского района 21 августа 2020 года.
Данный ответ направлен в адрес заявителя 9 сентября 2020 года посредством почтовой связи.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, поскольку заявление административного истца от 21 августа 2020 года рассмотрено в установленные законом сроки, заявителю по результатам рассмотрения направлен ответ.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда не согласилась с данными выводами, указав на их несоответствие обстоятельствам настоящего административного дела.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 1 статьи 9, пункту 4 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, по результатам которого дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что ответ на заявление ИП Чугунова В.Н. дан по вопросам, которые последним не ставились, следовательно, его обращение от 21 августа 2020 года не рассмотрено (л. д. 27, 29).
Спорное заявление не содержит просьбы об ознакомлении с материалами процессуальной проверки (л. д. 27), а по вопросу о предоставлении или отказе в предоставлении копий требуемых ИП Чугуновым В.Н. документов, в письме административного ответчика от 9 сентября 2020 года N ответ не содержится (л. д. 29).
Учитывая изложенное, принимая во внимание приведенные требования закона, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконном бездействии административного ответчика, выразившемся в нарушении предписаний приведенных норм Закона N 59-ФЗ, что влечет нарушение права административного истца на получение письменного ответа по существу поставленных вопросов.
Довод кассационной жалобы о том, что Чугунов В.Н. не может получать копии испрашиваемых им документов по материалам процессуальной проверки КУСП "данные изъяты" ввиду отсутствия у него процессуального статуса в соответствии с главой 7 УПК РФ, отклоняется, поскольку в нарушение требований Закона N 59-ФЗ административным ответчиком не дан ответ по существу поставленных вопросов в спорном заявлении. Более того, по материалам КУСП N осуществлялась проверка исполнения муниципального контракта N, заключенного "данные изъяты" и ИП Чугуновым В.Н, в связи с чем собранные материалы в ходе указанной проверки напрямую затрагивают права и законные интересы административного истца.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных доказательств.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу отдела МВД России по Среднеахтубинскому району Волгоградской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.