Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.М. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о перерасчете пенсии по кассационной жалобе В.М. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.05.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав В.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
В.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (далее - ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара) о перерасчете пенсии.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.02.2021 в удовлетворении исковых требований В.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба В.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе В.М. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебном заседании В.М. поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав кассатора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущены были.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию с ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара В.М. была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ В.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара с заявлением о перерасчете пенсии с учетом заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установлении к пенсии фактического отношения заработков 0, 921.
В ответ на заявление В.М. получен отказ, поскольку в справке о заработке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммы заработка указаны в гривнах, произведен перевод на российские рубли, после чего соотношение заработков составило 0, 363. Ввиду чего, по мнению ответчика, право на перерасчет пенсии не возникло.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что пенсия начисляется и выплачивается в соответствии с пенсионным законодательством. Также суд счел верным позицию ответчика о том, что при исчислении среднемесячного заработка в случае, если суммы заработка до ДД.ММ.ГГГГ указаны в гривнах, необходимо указанную национальную валюту перевести в российские рубли путем увеличения гривен в 100 000 раз.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления вынесены с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласится с ними нельзя по следующим основаниям.
Гарантии пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регламентированы специальным международным договором - Соглашением от 13 марта 1992 г. Согласно его статье 1 пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В статье 6 Соглашения закреплено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (пункт 1). Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения (пункт 2). Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (пункт 3).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
На основании части 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения.
Согласно статье 6 названного Соглашения от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При этом пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") не предусматривает учет в общий трудовой стаж периодов ухода неработающей матери за ребенком.
При оценке пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") в общий трудовой стаж учитываются периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
По смыслу статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением с 1 января 2002 г. нового правового регулирования территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны по выбору пенсионера произвести оценку его пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. Оценка пенсионных прав должна быть произведена ответчиком по более выгодному для застрахованного лица варианту.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, часть 3 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. устанавливает право граждан государств - участников Соглашения на исчисление пенсий из заработка (дохода) в национальной валюте по официально установленному курсу, действовавшему к моменту назначения пенсии.
С учетом введения с 1 января 2002 г. в Российской Федерации нового правового регулирования распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" в пункте 11 установлено, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним.
В этой связи при расчете истцу страховой пенсии по старости который она получала в национальной валюте Украины, пересчет суммы заработка в рубли должен осуществляться по курсу национальной валюты, который был установлен на 1 января 2002 г.
При этом законодательством не урегулирован вопрос о переводе национальной валюты Украины в российские рубли путем увеличения гривен в 100 000 раз и перерасчете карбованцев в гривны в соотношении 100 000 к 1.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов В.М, что является основанием для отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.05.2021 подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.05.2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.