Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиниченко О.М. к Министерству здравоохранения Ростовской области о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Калиниченко О.М, поступившей с делом 4 августа 2021 г, на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 14 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 апреля 2021 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Калиниченко О.М. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ростовской области указав в обоснование требований, что она наблюдается в МБУЗ "Городская поликлиника N4 г. Ростова-на- Дону" с диагнозом "Сахарный диабет 1 типа". 13 июля 2020 г. ей был выписан рецепт серия 60 N033038200139748 на получение медицинского изделия Устройство для инфузий MINIMED QUICK-SET 9мм/60см ММТ-397 количество единиц N30. Рецепт был поставлен на отсроченное обеспечение Аптечным пунктом N4 г. Ростова-на-Дону рег.148 от 15 июля 2020 г, что подтверждается отметкой на обороте рецепта. До настоящего времени медицинские изделия по указанному рецепту не выданы, чем допущено нарушение пункта 6 Приказа Минздрава России от 11 июля 2017 г. N403н и пункта 2.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N328. Истец указала, что ее здоровье напрямую зависит от необходимости ежедневно использовать вышеуказанные медицинские изделия, в связи с чем ею 13 августа 2020 г. были приобретены данные медицинские изделия на сумму 24 000 руб, что подтверждается чеком от 13 августа 2020 г. При этом полномочия по лекарственному обеспечению граждан возложены на Министерство здравоохранения Ростовской области. По мнению истца, в связи с ненадлежащим осуществлением полномочий Министерство здравоохранения Ростовской области в сфере здравоохранения, ей был причинен ущерб.
На основании изложенного истец просила суд взыскать с Министерства здравоохранения Ростовской области в свою пользу сумму ущерба в размере 24 000 руб. на приобретение медицинских изделий, компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб, расходы по оплате госпошлины в размере 1220 руб, расходы на оплату услуг юриста в размере 5000 руб.
Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 14 декабря 2020 г. в удовлетворении исковых требований Калиниченко О.М. к Министерству здравоохранения Ростовской области о взыскании денежных средств - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты ввиду нарушения норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что суды первой и апелляционной инстанции пришли к ошибочному выводу о том, что Министерство здравоохранения Ростовской области является ненадлежащим ответчиком. Суд неправильно истолковал закон, сделав вывод, что настоящий иск может быть предъявлен только к фармацевтической организации. Полагает, что в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г, иск может быть предъявлен гражданином как к фармацевтической организации, так и к Министерству здравоохранения. Истцом предоставлены доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, ответчиком же не приведены доказательства отсутствия вины в причинении ущерба. Необходимость письменного обращения в фармацевтическую организацию, региональному органу здравоохранения по истечении 10-дневного срока не предусмотрена действующим законодательством. Истцом были предприняты меры на получение лекарственного обеспечения по неотоваренному рецепту путем осуществления звонков в Министерство здравоохранения Ростовской области, однако данные действия не привели к защите нарушенного права.
Истец Калиниченко О.М, ответчик - представитель Министерства здравоохранения Ростовской области, третье лицо - представитель ООО "Фармация", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
КонституциейКонституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Объем, размер и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки определены законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Судами установлено, что Калиниченко О.М, в связи с наличием у нее заболевания "Сахарный диабет 1 типа" имеет право на получение государственной социальной помощи, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в том числе на льготное обеспечение медицинскими изделиями, включенными в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. N 3053-р.
13 июля 2020 г. МБУЗ "Городская поликлиника N4 г. Ростова-на- Дону" выписан Калиниченко О.М. рецепт серии 60 N033038200139748 на медицинское изделие "Устройство для инфузии MINIMED QUICK-SET 9мм/60см ММТ-397" в количестве 30 единиц.
15.07.2020г. истец обратилась в аптечный пункт N4 ООО "Ростов-Фарм". В связи с тем, что на момент обращении истца медицинское изделие "Устройство для инфузии MINIMED QUICK-SET 9мм/60см ММТ-397" в наличии отсутствовало, данный рецепт 15 июля 2020 г. был зарегистрирован за N148 и поставлен на отсроченное обслуживание аптечным пунктом в соответствии с пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 (л. д.11, 55).
Сторонами не оспаривалось при рассмотрении дела, что на момент предъявления рецепта Калиниченко О.М. в пункте отпуска N 4 имелись в наличии аналогичные медицинские изделия - наборы инфузионные к помпе инсулиновой MINIMED PARADIGM канюля 9 мм, катетер 60 см, устанавливается под прямым углом Fast Set-I, вариант исполнения FS 109061, производство "Уси Апекс Медикал Ко, ЛТД", Китай. Однако истец отказалась от его получения в связи с индивидуальными особенностями в их применении.
В соответствии с условиями Государственного контракта N 19000769 от 4 сентября 2019 г, заключенного Министерством здравоохранения Ростовской области и ОАО "Фармация", в 2020 г. исполнитель оказывает услугу по обеспечению граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области и имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания, в том числе осуществляет прием, хранение, учет, поставку в пункты отпуска и отпуск лекарственных препаратов федеральным и региональным льготникам (л. д.29-43)..
В силу пунктов 2.1.3, 2.1.4 Государственного контракта ОАО "Фармация" обязано осуществлять перераспределение препаратов (изделий) между пунктами отпуска, организовывает обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения льготные категории граждан (в т. ч. отсроченное обслуживание), в том числе учет, поставку и отпуск лекарственных препаратов.
Согласно пункту 2.1.6 Государственного контракта ОАО "Фармация" обязано организовать в случае временного отсутствия требуемого лекарственного препарата со дня обращения пациента отсроченное обслуживание в течение 10 рабочих дней. В случае если в аптечных организациях, пунктах отпуска и на складе исполнителя отсутствуют лекарственные препараты, необходимые для организации отсроченного обслуживания, Исполнитель обязан за свой счет (безвозмездно) обеспечить федеральных и региональных льготников необходимыми лекарственными препаратами в сроки, установленные настоящим пунктом.
В силу пункта 2.1.12. Контракта исполнитель обязан информировать Государственного заказчика о невозможности по любой причине осуществления отпуска лекарственного препарата, его замены или отсроченного обслуживания.
При этом, согласно представленных в материалы дела ответчиком сведений необходимое медицинское изделие MINIMED QUICK-SET 9мм/60см ММТ-397 на момент обращения Калиниченко О.М. в пункт отпуска N4, имелось на остатках в иных пунктах отпуска (на складе) ОАО "Фармация", что подтверждается реестром остатков в пунктах отпуска лекарственных препаратов (л. д.44-53).
13 августа 2020 г. истцом были приобретены данные медицинские изделия в ООО "ДиаМаг" на сумму 24 000 руб, что подтверждается кассовым и товарным чеком N3 от 13 августа 2020 г. (л. д. 12).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 1064, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", Положением о министерстве здравоохранения Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 г. N 134, пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328, и исходил из того, что Калиниченко О.М, в связи с наличием у нее заболевания "Сахарный диабет 1 типа" имеет право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в том числе на льготное обеспечение медицинскими изделиями, включенными в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. N3053-р, предусматривающий "Инфузионные наборы к инсулиновой помпе" Поскольку рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание (отметка 15 июля 2020 г. рег. N 148), гарантирующее наличие медицинского изделия в пункте отпуска по истечению 10 рабочих дней, для получения выписанного медицинского изделия истцу необходимо было повторно обратиться в прикрепленный аптечный пункт по истечению установленного 10-ти дневного срока. Однако Калиниченко О.М. повторно не обращалась в пункт отпуска (по истечению срока отсроченного обслуживания) для получения медицинского изделия по указанному рецепту.
В адрес Минздрава Ростовской области письменных обращений (жалоб) вопросам использования данных расходных материалов к помпе инсулиновой (либо их отсутствия в пунктах отпуска) от истца не поступало.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком её права на обеспечение медицинским изделием, а также наличия причинной связи между виновными действиями ответчика и понесенными истцом расходами на приобретение медицинского изделия, поскольку установлено, что необходимые медицинские изделия были приобретены истцом уже по истечении срока действия рецепта от 13 августа 2020 г, составляющего один месяц со дня записки согласно пункта 7 Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1181 н.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что в данном случае надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанных врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, исходя из доводов кассационной жалобы, находит указанные выводы судебных инстанции не соответствующими требованиям закона в связи со следующим.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Обеспечение же лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Организации, выигравшие конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации или иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию лекарственных препаратов, осуществляют непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение социальной помощи, необходимыми им лекарственными препаратами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе.
Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
При этом следует учитывать, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с последующими изменениями и дополнениями):
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными ггганами государственной власти субъектов Российской Федерации с г армацевтическими организациями.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития ? гюсийской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок тт"едоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, к :торый регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов 1 далее - Порядок).
Процедура получения лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 г. (далее - Методические рекомендации).
Так, согласно пункту 1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются фармацевтической организацией, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения.
В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об соответствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, которая организует доставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства з аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18 Методических рекомендаций).
При отсутствии у фармацевтической организации оптовой торговли возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18) пункт 19 Методических рекомендаций).
При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации, невозможности синонимической замены аптечное учреждение доводит информацию до фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, которая, в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, фармацевтическую организацию оптовой торговли и лечебно-профилактическое учреждение для принятия мер по обеспечению пациента необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечного учреждения врач лечебно-профилактического учреждения решает вопрос о замене лекарственного средства на аналогичное и, в случае необходимости, выписывает новый рецепт (пункт 1.20 Методических рекомендаций).
При отсутствии в аптечном учреждении определенных лекарственных средств, но при их наличии в других аптечных учреждениях, работающих по дополнительному лекарственному обеспечению, фармацевтическая организация, осуществляющая поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, оперативно перераспределяет необходимые лекарственные средства между ними (пункт 1.21 Методических рекомендаций).
Из изложенного следует, что обеспечение лиц, страдающих социально ; значимыми заболеваниями, должно осуществляться уполномоченными фармацевтическими организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, непрерывно и в установленный законом срок. В случае же временного отсутствия в фармацевтической организации, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение лекарственного средства, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, эта фармацевтическая организация должна принять меры по отсроченному обслуживанию такого гражданина, алгоритм которых нормативно регламентирован.
Если фармацевтическая организация, осуществляющая непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами, не обеспечила в установленные законом сроки такого гражданина лекарственными средствами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения гражданином указанного в рецепте лекарственного препарата за счет собственных средств, потраченные таким гражданином средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет названной фармацевтической организации при установлении ее вины в нарушении социальных прав гражданина.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что надлежащим ответчиком в настоящем деле, является соответствующая уполномоченная фармацевтическая организация, выигравшая конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования закона судами первой и апелляционной инстанций соблюдены не были.
Разрешая настоящий спор, суд не привлек к участию в деле в качестве ответчика соответствующую фармацевтическую организацию, выигравшую конкурс в Ростовской области на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, либо иным способом уполномоченную субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Калиниченко О.М, в связи с чем решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 14 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 апреля 2021 г, нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 14 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 апреля 2021 г, отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.