Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Руденко Ф.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Ю.К. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о взыскании денежной компенсации, по кассационной жалобе Иванова Ю.К. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Иванов Ю.К. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя указав, что ему как участнику боевых действий до 18 марта 2014 года в Украине предоставлялась льгота по бесплатному проезду на любом виде транспорта по стране один раз в год. По мнению истца, поскольку Российская Федерация считает себя правопреемником СССР и взяла на себя обязательство по сохранению льгот, то в случае не предоставления данных льгот в натуральной виде, обязана компенсировать их в денежной форме. Размер не предоставленной истцу льготы за три года, из расчета стоимости перелета Севастополь - Корсаков (Сахалин) в размере 110 000 рублей, составляет 330 000 рублей. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил: восстановить ему указанную льготу и взыскать с ответчика денежную компенсацию за не предоставленные льготы, которые ранее представлялись ему в СССР и Украине, за последние три года в размере 330 000 рублей.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 июля 2021 года, исковые требования Иванова Ю.К. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Иванов Ю.К. просит отменить решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 июля 2021 года, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле истец и ответчик, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что Иванов Ю.К. имеет статус "участник боевых действий", который ему установлен 03.04.2003 году по законодательству Украины, действовавшему на территории города Севастополя до 21.02.2014г, что подтверждается копией удостоверения.
Согласно сведениям представленным Управлением труда и социальной защиты населения Ленинского района города Севастополя Иванову Ю.К. представляются меры социальной поддержки такие как: ежемесячная денежная выплата, размер которой с 01.02.2020 составляет 1 141 руб.; снижение на 75% платы за жилое помещение коммунальные услуги и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; ежегодная разовая денежная помощь ко Дню Победы, бесплатный проезд по территории города Севастополя.
Иных мер социальной поддержки Иванову Ю.К. не установлено и не предоставляется.
Разрешая спор и отказывая Иванову Ю.К. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что такая мера социальной поддержки как компенсация проезда по территории Российской Федерации, о чем указывает в иске Иванов Ю.К, не предусмотрена Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также не предусмотрена Законом города Севастополя от 23 января 2015 года N 106 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого решения, согласился с указанными выводами суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным судами обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Статьей 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ (в редакции от 31 декабря 2014 г.) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в соответствии с которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г..N 6-ФКЗ предусмотрено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 данной статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, представлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, представлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 данной статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости.
Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Законодательным собранием г. Севастополя принят Закон города Севастополя от 23.01.2015 N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" (далее Закон N 106-ЗС), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.
Указанным законом установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, и дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 106-ЗС меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные статьей 6 и частью 9 статьи 19 настоящего Закона, по истечении срока, на который они были установлены гражданам, приобретшим данное право на 31 декабря 2014 года, сохраняются в размере, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года, и устанавливаются указанным гражданам после 31 декабря 2014 года на новый срок при наличии оснований для их предоставления и обращения гражданина.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 106-ЗС гражданам, указанным в пункте 4 статьи 17 настоящего Закона, из числа участников боевых действий, жертв нацистских преследований, бывших несовершеннолетних (которым на момент заключения не исполнилось 18 лет) узников концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, а также детей, родившихся в указанных местах принудительного содержания их родителей, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до 21 февраля 2014 года, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 1000, 0 рубля; снижение в размере 75 процентов платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим; снижение в размере 75 процентов платы за коммунальные услуги - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с федеральным законодательством, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим; первоочередное обслуживание лечебно-профилактическими учреждениями, предприятиями, учреждениями и организациями службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, междугородного транспорта; внеочередное устройство в учреждения социальной защиты населения, а также обслуживание службами социальной защиты населения на дому.
Разделом IV Закона N 106-ЗС предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В частности в соответствии с пунктом 21 статьи 21, статьей 22 Закона N 106-ЗС гражданам из числа инвалидов войны, участников боевых действий, участников войны, жертв нацистских преследований, членов семей погибших (умерших) ветеранов войны и жертв нацистских преследований, соответствующий статус которым установлен согласно законодательству, действовавшему до 21 февраля 2014 года, предоставляется право бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта (за исключением такси всех видов), автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов Севастополя.
На основании статьи 27 Закона N 106-ЗС меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города федерального значения Севастополя.
Таким образом, поскольку Иванов Ю.К. относится к лицам, проживающим на 18 марта 2014 года на территории города Севастополя, ему представляются меры социальной поддержи, предусмотренные вышеназванным законом.
Система мер социальной поддержки ветеранов, согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, в которых отсутствует мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов ветеранов боевых действий, поскольку указанные меры утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
При этом, в определениях от 27 декабря 2005 года N 502-О и от 2 февраля 2006 года N 56-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку допустимости отмены с 1 января 2005 года ряда льгот, предоставлявшихся до указанной даты на основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" такой категории лиц, обладающих особым правовым статусом, как ветераны боевых действий указав, что ранее подпункты 9, 12, 14 и 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусматривали предоставление ветеранам боевых действий таких прав и льгот, как бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при наличии медицинских показаний - первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения; ветеранам боевых действий, имеющим ранение, контузию или увечье, - бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, признав указанные подпункты утратившими силу, одновременно внес в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" дополнения, предоставив в статьях 6.1 и 6.2 ветеранам боевых действий право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включаются дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При этом, по смыслу взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и части 3 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в новой редакции, граждане, имеющие право на получение перечисленных социальных услуг, с 1 января 2006 года вправе самостоятельно определить для себя наиболее приемлемую форму получения названных мер социальной поддержки - денежную либо натуральную.
Кроме того, ветераны боевых действий в силу абзаца четвертого пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ являются получателями ежемесячной денежной выплаты, размер которой с 1 января по 31 декабря 2005 года составляет 650 рублей. Данная ежемесячная денежная выплата не подлежит конвертации в натуральную форму, по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности юридического статуса ветеранов боевых действий.
Таким образом, оценив характер сложившихся между сторонами правоотношений, факт установления истцу мер социальной поддержки не менее тех, которые представлялись ему на 31.12.2014 года, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Иванова Ю.К.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований не согласится с выводами судов перовой и апелляционной инстанций, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных нижестоящими судами обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда первой и апелляционной инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального права Российской Федерации могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Ю.К. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Ф.Г.Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.