Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу Свириденко Виктора Леонидовича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя УФАС России по Республике Хакасия от 22 октября 2020 г. N 019/04/7.30-1053/2020, решение судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 29 января 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 31 марта 2021 г., вынесенные в отношении директора Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" Свириденко Виктора Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФАС России по Республике Хакасия от 22 октября 2020 г. N 019/04/7.30-1053/2020, оставленным без изменения решением судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 29 января 2021 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 31 марта 2021 г, директор Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" Свириденко В.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе Свириденко В.Л. просит принятые по делу акты отменить, считая их незаконными, дело направить на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Свириденко В.Л. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов.
Согласно протоколу об административном правонарушении Муниципальное казенное учреждение муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения", являясь муниципальным заказчиком, 11 марта 2020 г. разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru информацию (изменения извещения, аукционная документация, обоснование НМЦК) о проведении электронного аукциона на оказание услуг по барьерной обработке территории от клеща (дератизация, акарицидная) (закупка N), установив при этом в пункте 21 "Единые требования к участникам закупки" информационной карты и в Извещении требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность, в которой должен быть указан конкретный вид деятельности "дезинфектология", в то время как оказание данных услуг в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании дельных видов деятельности" не является лицензируемым видом деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем руководителя УФАС России по Республике Хакасия постановления о привлечении директора Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" Свириденко В.Л. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При пересмотре постановления, судебные инстанции с выводами должностного лица административного органа согласились, оставив вынесенный им акт без изменения.
Делая выводы о виновности Свириденко В.Л. в совершении вмененного ему правонарушения, должностное лицо и судебные инстанции исходили из того, что вид медицинской деятельности "дезинфектологи" лицензированию не подлежит.
Вместе с тем должностным лицом и судебными инстанциями не учтено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 июня 2013 г. N 131, дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
При этом дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (пункт 3.6.1 СП 3.5.1378-03).
Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1 СП 3.5.1378-03).
Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (пункт 3.9.1 СП 3.5.1378-03).
Таким образом, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Поскольку дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом N 323-ФЗ, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ является лицензируемым видом деятельности.
Анализ приведенных выше нормативных положений позволяет прийти к выводу о том, что действия Свриденко В.Л, выразившиеся в установлении требования о представлении участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуг по барьерной обработке территории от клеща (дератизации, акарицидная) лицензии на медицинскую деятельность с указанием конкретного вида медицинской деятельности "дезинфектология", не свидетельствует о нарушении им требований части 6 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя УФАС России по Республике Хакасия от 22 октября 2020 г. N 019/04/7.30-1053/2020, решение судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 29 января 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 31 марта 2021 г, вынесенные в отношении директора Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" Свириденко В.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Свириденко В.Л. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу Свириденко В.Л. удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя УФАС России по Республике Хакасия от 22 октября 2020 г. N 019/04/7.30-1053/2020, решение судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 29 января 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 31 марта 2021 г, вынесенные в отношении директора Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" Свириденко Виктора Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья. Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.