Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Оби Новосибирской области, поданную через суд первой инстанции 5 мая 2021 г, на решение Обского городского суда Новосибирской области от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 15 декабря 2020 г, по административному делу N 2а-192/2020 по административному исковому заявлению Дударевой Нины Федоровны к администрации г. Оби Новосибирской области о признании незаконными действий органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дударева Н.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г "данные изъяты" Новосибирской области, в котором просила признать незаконными действия администрации "данные изъяты" Новосибирской области по выставлению на торги земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N; признать незаконными действия администрации "данные изъяты" Новосибирской области по проведению аукциона по продаже права аренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N признать незаконным бездействие администрации "адрес" по рассмотрению заявления ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N, в аренду без проведения торгов; обязать администрацию "адрес" согласовать предварительное предоставление ФИО1 земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N, в аренду без проведения торгов.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N, в аренду без проведения торгов на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", для строительства индивидуального жилого дома и ведения подсобного хозяйства. Вместо принятого решения администрацией "адрес" ей был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что администрация "адрес" обеспечит опубликование извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и впоследствии будет принято решение. ДД.ММ.ГГГГ письмом N ей была предоставлена дополнительная информация о том, что о дальнейшем проведении аукциона она будет извещена дополнительно.
Считает, что оспариваемые действия (бездействие) администрации "данные изъяты" Новосибирской области являются незаконными, поскольку она, являясь инвалидом "данные изъяты", имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Решением Обского городского суда Новосибирской области от 14 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 15 декабря 2020 г, административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
признать незаконным бездействие администрации "данные изъяты" Новосибирской области по рассмотрению заявления Дударевой Н.Ф. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N, в аренду без проведения торгов;
признать незаконными действия администрации "данные изъяты" Новосибирской области по выставлению на торги земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N;
признать незаконными действия администрации "данные изъяты" Новосибирской области по проведению аукциона по продаже права аренды земельного участка, площадью 726 кв.м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N
В остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация "данные изъяты" Новосибирской области ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требованиях отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Дударева Н.Ф. является инвалидом "данные изъяты"
Постановлением администрации Верх-Тулинского сельсовета "адрес" N. N от ДД.ММ.ГГГГ Дударева Н.Ф, зарегистрированная по адресу: "адрес", в составе семьи из трех человек, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Дударева Н.Ф. обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, из земель муниципального образования "адрес", в территориальной зоне - застройка индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в кадастровом квартале N, в аренду без проведения торгов на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для строительства индивидуального жилого дома и ведения подсобного хозяйства.
В ответ на данное заявление администрация "данные изъяты" Новосибирской области направила письмо N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Дударевой Н.Ф. разъяснены положения ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и сообщено о том, что администрация "данные изъяты" Новосибирской области обеспечит опубликование извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения будет принято решение, о результатах которого Дударевой Н.Ф. будет сообщено дополнительно.
Впоследствии административным ответчиком в адрес Дударевой Н.Ф. было направлено письмо N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что в адрес администрации г "данные изъяты" Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от иных граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка, указанного в извещении администрации от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованном на официальном сайте администрации "адрес", официальном печатном издании "Аэро-сити", а также официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, в связи с чем Дударевой Н.Ф. отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Дударева Н.Ф. относится к инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, ее заявление подлежало рассмотрению в порядке и с учетом положений, предусмотренных ст. 39.14, 39.15 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой регулируют процедуру предоставления земельного участка для тех лиц, которые не имеют в соответствии с действующим законодательством каких-либо специальных прав, в отличие от административного истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными. При этом указал, что в случае, если административный ответчик при рассмотрении заявления Дударевой Н.Ф. пришел к выводу о том, что у заявителя отсутствует право на предварительное согласование предоставления испрашиваемого ею для индивидуального жилищного строительства земельного участка без проведения торгов, как инвалиду, то ему надлежало принять решение в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом оснований для опубликования извещения о предоставлении земельного участка и последующего проведения аукциона по продаже права аренды испрашиваемого административным истцом земельного участка, на основании поданного ею заявления, у административного ответчика не имелось.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Указанная статья регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий, в связи с чем данная мера социальной поддержки предоставляется не всем инвалидам, а тем из них, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющих основания для постановки на такой учет.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации связывает принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с подачей заявления в орган местного самоуправления по месту жительства гражданина.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, наличие у Дударевой Н.Ф. инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 названного кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в соответствии с п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В силу пункта 6 указанной статьи решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в соответствии с п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Учитывая, что Дударева Н.Ф. на момент обращения в администрацию "данные изъяты" Новосибирской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка была зарегистрирована по месту жительства в другом муниципальном образовании, принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не просила, и не представила доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий в "данные изъяты", в связи с чем ее инвалидность не являлась достаточным основанием для первоочередного предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов на территории "адрес", административный ответчик правомерно реализовал порядок рассмотрения заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, исходя из положений пп. 2 п. 5, п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, испрашиваемый земельный участок мог быть предоставлен Дударевой Н.Ф. в аренду без проведения торгов в случае, если бы по истечении тридцати дней со дня опубликования административным ответчиком извещения о предоставлении земельного участка, от иных граждан не поступили бы заявления о намерении участвовать в аукционе.
Однако поскольку по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка от иных граждан поступило заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка, административным ответчиком на основании пп. 2 п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было отказано Дударевой Н.Ф. в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
При таких данных оснований полагать, что заявление Дударевой Н.Ф. не было рассмотрено административным ответчиком в установленном законом порядке, не имеется.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена не была.
Учитывая, что судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить судебные акты, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Дударевой Н.Ф. к администрации "данные изъяты" Новосибирской области отказать.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Обского городского суда Новосибирской области от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 15 декабря 2020 г. отменить, принять новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Дударевой Нины Федоровны к администрации г. Оби Новосибирской области отказать.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 июля 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.