Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе главы Чемальского района Алисова Александра Александровича, поданной через суд первой инстанции 6 августа 2021 года, на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 1 апреля 2021 года по административному делу N 2а-15/2021 по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай, действующего в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Чемальский район" о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чемальского района Республики Алтай, действующий в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Чемальский район" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Чемальский район", выразившегося в неустранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения по ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная в микрорайоне "Барантал" с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай и непринятии мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения в границах указанного микрорайона, оформлению права собственности, включению в перечень автомобильных дорог местного значения Чемальского района, приведению в соответствие с требованиями к автомобильным дорогам путем строительства автомобильных дорог с твердым покрытием, разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, обязании администрации муниципального образования "Чемальский район" в течении года с момента вступления в законную силу решения суда провести следующие мероприятия: обеспечить постановку на государственный кадастровый учет и оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения общего пользования в границах микрорайона "Барантал" с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная), включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай; осуществить в границах микрорайона "Барантал" с.
Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная) строительство дорог, соответствующих нормативным требованиям к автомобильным дорогам; разработать в установленном порядке и утвердить проекты и схемы организации дорожного движения в отношении улиц микрорайона "Барантал" с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай (ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная).
В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе проведенной проверки по коллективному обращению жителей микрорайона "Барнатал" в с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай о непринятии администрацией района мер по оборудованию автомобильных подъездных дорог по улицам Медовая, бульвар Удачный, Лесная, Радужная, Нагорная установлен факт незаконного бездействия администрации муниципального образования "Чемальский район", выразившегося в неустранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения.
По результатам проверки установлено, что на ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная в с. Элекмонар фактически отсутствуют дорожное полотно, система дренажного водоотведения, освещение, состояние улично-дорожной сети не соответствуют требованиям ГОСТ Р50597-2017, что представляет угрозу безопасности дорожного движения; не имеется специально организованных подъездных путей к земельным участкам жителей микрорайона.
По фактам несоответствия подъездных путей микрорайона "Барантал" с. Элекмонар требованиям к автомобильным дорогам прокурором района 20 декабря 2019 года и 24 июля 2020 года вносились представления на имя главы Чемальского района, которые были удовлетворены, однако до настоящего времени нарушения не устранены, мер к оформлению в установленном порядке автомобильных дорог не принято, что свидетельствует о бездействии администрации Чемальского района и нарушает права неопределенного круга лиц и жителей данного микрорайона.
Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 января 2021 года, с учетом определения Чемальского районного суда Республики Алтай от 17 февраля 2021 года об устранении описки в резолютивной части решения, требования административного истца удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Чемальский район", выразившееся в неустранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения по ул. Медовая, бульвар Удачный, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная в микрорайоне Барантал, с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай, а также в непринятии мер по постановке на учет автомобильных дорог местного значения в границах указанного микрорайона, включению в перечень автомобильных дорог местного значения Чемальского района, приведению в соответствие с требованиями к автомобильным дорогам путем строительства автомобильных дорог с твердым покрытием, разработке и утверждению проекта организации дорожного движения.
На администрацию Чемальского района Республики Алтай возложена обязанность в течение года с момента вступления в законную силу решения суда провести следующие мероприятия:
- обеспечить постановку на государственный кадастровый учет автомобильных дорог местного значения общего пользования в границах микрорайона Барантал с. Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная, бульвар Удачный), включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Чемальский район Республики Алтай;
- осуществить в границах микрорайона "Барантал" с. Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная, бульвар Удачный) строительство дорог, соответствующих нормативным требованиям к автомобильным дорогам;
- разработать в установленном порядке и утвердить проекты и схемы организации дорожного движения в отношении улиц микрорайона Барантал с. Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная бульвар Удачный).
В удовлетворении административного иска в части требований об обязании администрации Чемальского района Республики Алтай в течение года с момента вступления в законную силу решения суда оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения общего пользования в границах микрорайона "Барантал" с. Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая, ул. Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная, бульвар Удачный) отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 1 апреля 2021 года решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 января 2021 года оставлено без изменения, внесены уточнения в резолютивную часть решения, на администрацию Чемальского района Республики Алтай возложена обязанность в течение года с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить постановку на государственный кадастровый учет автомобильных дорог местного значения общего пользования в границах микрорайона "Барантал" с.Элекмонар Чемальского района (ул. Медовая, ул.Лесная, ул. Радужная, ул. Нагорная и бульвар Удачный), включить автомобильные дороги местного значения общего пользования в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Элекмонарское сельское поселение".
В кассационной жалобе глава Чемальского района Алисов А.А. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов в части удовлетворения требований с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая на нарушение судами норм материального права.
Заявитель, ссылаясь на ранее приведенную позицию, настаивает, что согласно муниципальной программе "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения на 2018-2032 годы", утвержденной постановлением администрации Элекмонарского сельского поселения N 111 от 8 декабря 2017 года, строительство дорог в микрорайоне "Барантал" предусмотрено с 2024 года.
Судом первой инстанции необоснованно отклонил доводы административного ответчика об отсутствии бездействия в связи с не наступлением планируемого срока строительства. Суд апелляционной инстанции также не принял во внимание названную муниципальную программу, указав, что она утверждена другим муниципальным образованием, не учел, что разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, соответствующие полномочия у органов муниципального района отсутствуют.
Полагает, что с данными требованиями прокурор мог обратиться только в случае бездействия ответчика после окончания срока строительства дорог местного значения, предусмотренного муниципальной программой по развитию транспортной инфраструктуры.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Республики Алтай принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что земельные участки в селе Элекмонар Чемальского района Республики Алтай в микрорайоне "Барантал", включающего улицы Медовая, Лесная, Радужная, Нагорная и бульвар Удачный, в период 2012-2014 года предоставлены гражданам для жилищного строительства. Земельные участки сформированы с учетом дорог и хозяйственных проездов, предусмотренных Генеральным планом сельского поселения.
Постановлением сельской администрации Элекмонарского сельского поселения N 111 от 8 декабря 2017 года утверждена муниципальная программа "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения на 2018-2032 годы". Согласно комплексной схеме развития транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения, утвержденной указанным постановлением, и паспорту муниципальной программы, строительство дорог в микрорайоне "Барантал" предусмотрено с 2024 года.
До настоящего времени земельные участки и находящиеся на них жилые дома не снабжены необходимой транспортной инфраструктурой.
Прокуратурой Чемальского района Республики Алтай с привлечением специалистов дорожного надзора УГИБДД МВД по Республике Алтай, с участием начальника МБУ "Департамента строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики" проведена выездная проверка по коллективному обращению жителей микрорайона "Барантал" в с. Элекмонар Чемальского района по факту бездействия администрации муниципального образования "Чемальский район", выразившегося в непринятии мер по оборудованию автомобильных подъездных дорог, соответствующих требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения, по улицам Медовая, Нагорная, Лесная, Радужная и бульвар Удачный в с. Элекмонар.
По результатам проверки составлен акт осмотра от 26 августа 2020 года, 20 декабря 2019 года и 24 июля 2020 года внесены представления на имя главы Чемальского района об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Выявленные актами прокурорского реагирования нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорог и дорожной деятельности на момент обращения прокурора в суд не были устранены.
Разрешая заявленные по существу требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 1 Закона Республики Алтай от 7 июля 2015 года N32-Р3 "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай", пунктами 1, 6, 12 статьи 3, пунктами 1-3 статьи 5, пунктами 1, 10 статьи 6, статьей 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 2, 7 статьи1, статьей 8, пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исходил из того, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на администрацию района в силу закона; администрация района является ответственной за разрешение вопроса дорожной деятельности в отношении спорных автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и обеспечение безопасности дорожного движения на ней; спорные автомобильные дороги на учет не поставлены; отсутствуют доказательства строительства автомобильных дорог, соответствующих ГОСТ Р 50597-2017; администрацией района не разработаны и не утверждены проект и схема организации дорожного движения автомобильных дорог местного значения сельского поселения, однако отсутствие оформленной в установленном порядке документации на автодороги, как на объекты недвижимости, расположенные под ними земельные участки, не может являться обстоятельством, исключающим внесение их в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводами суда первой инстанции, указав при этом, что резолютивная часть судебного акта подлежит уточнению, поскольку при возложении обязанности включить в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Чемальский район" судом не учтено, что указанные дороги расположены в границах населенного пункта сельского поселения и согласно части 9 статьи 5 Федерального закона N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" подлежат включению в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Элекмонарского сельского поселения.
Выводы судов являются правильными.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
В силу части 6 статьи 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются в том числе органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Технические параметры существующих и проектируемых автомобильных дорог, а также характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу, установлены ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования".
Приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года N1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Таким образом, разрешая требования административного иска, суды правомерно исходили из того, что на администрацию муниципального района (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления, федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельских поселений и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Разрешая заявленные требования, суды установили, что спорные участки дорог, находящиеся в новом микрорайоне "Барантал" с. Элекмонар, являются дорогами местного значения, при этом состояние улично-дорожной сети не соответствуют требованиям ГОСТ Р50597-2017, отсутствуют специально организованные подъездные пути к земельным участкам жителей микрорайона.
Представленный в материалы дела акт осмотра (с приложением фототаблицы) от 26 августа 2020 года подтверждает наличие недостатков в эксплуатационном состоянии спорных дорог и их несоответствие техническим регламентам и иным нормативным документам.
Административный ответчик, обязанный в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказать законность оспариваемых решений, действий, отсутствие незаконного бездействия, не опроверг содержащиеся в акте сведения, не привел данные, что он является ненадлежащим доказательством.
Таким образом, в материалах дела содержится достаточно данных, свидетельствующих о том, что дороги местного значения (улицы Медовая, Нагорная, Лесная, Радужная и бульвар Удачный в с. Элекмонар) находятся в ведении администрации Чемальского района Республики Алтай, которой не обеспечена надлежащая дорожная деятельности в отношении данных дорог местного значения в границах сельского поселения, не приняты меры к обеспечению безопасности дорожного движения на них.
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о наличии незаконного бездействия со стороны администрации Чемальского района является верным, основанным на правильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств и правильном применении норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводам кассационной жалобы об отсутствии бездействия административного ответчика в связи с не наступлением планируемого срока строительства дорог в микрорайоне "Барантал", установленного муниципальной программой "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Элекмонарского сельского поселения на 2018-2032 годы", утвержденной постановлением администрации Элекмонарского сельского поселения N 111 от 8 декабря 2017 года, начиная с 2024 года, судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка, данные доводы отклонены по мотивам, приведенным в оспариваемых судебных постановлениях.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, тогда как оценка исследованных обстоятельств отнесена законом к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 1 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.