Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2179/2020 (УИД 22RS0013-01-2020-002342-46) по иску прокурора г. Бийска в интересах Ш.О.П, Ш.Н.Г. к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" о признании незаконными действий, предоставлении мер социальной поддержки
по кассационной жалобе Ш.Н.Г, Ш.О.П. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Бийска, действующий в интересах Ш.О.П, Ш.Н.Г, обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" (далее - КГКУ "УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам") о признании незаконными действий, предоставлении мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что Ш.И.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ш.О.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Ш.О.П, расположенном по адресу: "адрес" проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" в "адрес".
Ш.Н.Г. является ветераном труда Алтайского края и инвалидом "данные изъяты" группы по "данные изъяты" бессрочно. Ш.О.П. является ветераном труда Алтайского края и инвалидом "данные изъяты" группы по "данные изъяты" бессрочно.
Как инвалид "данные изъяты" группы Ш.Н.Г. является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг (холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН, отопление, водоотведение, сжиженный газ, обращение с ТКО).
Ш.О.П. как инвалид "данные изъяты" группы является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплате коммунальных услуг (холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН, отопление, водоотведение, сжиженный газ, обращение с ТКО, взнос на капитальный ремонт жилого помещения).
До 1 января 2017 г, имея одновременно звание "ветеран труда Алтайского края" и статус инвалида, истцы являлись получателями компенсаций по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг по двум основаниям.
С 1 января 2017 г. ответчиком прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации как "ветеранам труда" Ш.Н.Г, Ш.О.П. в связи с вступлением в силу Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
Прокурор считает данные действия неправомерными, поэтому в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту прав Ш.Н.Г, Ш.О.П. с вышеизложенными требованиями.
Истец просил суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. предоставления Ш.Н.Г, Ш.О.П. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", возложить на ответчика обязанность предоставить Ш.О.П, Ш.Н.Г. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести перерасчет.
Определением Бийского городского суда Алтайского края к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцами срока исковой давности в части возложения на ответчика обязанности предоставить Ш.Н.Г, Ш.О.П. меры социальной поддержки в виде недополученной суммы компенсации в период с 1 января 2017 г. по 14 мая 2017 г.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2020 г. исковые требования прокурора г. Бийска удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия КГКУ "УСЗН по г. Бийску, Бийскому и Солтонскому районам", выразившиеся в прекращении с 15 мая 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Ш.Н.Г, Ш.О.П. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", обязал ответчика предоставить Ш.Н.Г, Ш.О.П. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п, 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 15 мая 2017 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести перерасчет. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 января 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Ш.Н.Г, Ш.О.П. ставится вопрос об отмене решения Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2020г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 января 2021 г, как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений, с учетом доводов кассационной жалобы истцов, судами не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ш.Н.Г, Ш.О.П. состоят на учете в Управлении социальной защиты населения как граждане, получающие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как инвалид "данные изъяты" группы по общему заболеванию с 3 апреля 2008 г. бессрочно, проживая в жилом помещении, расположенном по "адрес" Ш.Н.Г. получает ежемесячную денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг (холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение ОДН, отопление, водоотведение, сжиженный газ, обращение с ТКО).
Как инвалид "данные изъяты" группы по общему заболеванию с 20 июня 2001 г. бессрочно, проживая в жилом помещении, расположенном по "адрес" Ш.О.П. получает ежемесячную денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг (холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение ОДН, отопление, водоотведение, сжиженный газ, взнос на капительный ремонт жилого помещения).
Кроме того, с 27 октября 2003 г. Ш.Н.Г. является ветераном труда Алтайского края, Ш.О.П. является ветераном труда с 28 апреля 1997 г.
Как ветераны труда Ш.Н.Г. и Ш.О.П. до 1 января 2017 г. являлись получателями ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилья, обслуживание приборов учета).
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветеранам труда истцам прекращена по причине того, что согласно п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Суд первой инстанции, применив срок исковой давности, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, и исходил из того, что по состоянию на 1 января 2017 г. истцы имели одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относились, в связи с чем, не усмотрел оснований для применения к спорным правоотношениям положений п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при разрешении спора нормы материального права применены правильно.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги.
На основании ст.ст. 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий был принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС (в редакции Закона, действующего на дату спорных правоотношений) для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного, исходя из установленного высшим органом исполнительной власти Алтайского края минимального размера взноса па капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки; платы за коммунальные услуги (за исключением
отопления), рассчитанной, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более установленных нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг; платы за отопление, в том числе оплаты стоимости твердого топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления, в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных расходов по доставке топлива.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, суды указали, что данное ограничение распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены законодательством Алтайского края.
Суды пришли к выводу о том, что по состоянию на 1 января 2017 г. истцы имели одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относились, истцы получали различные (не дублирующие) меры социальной поддержки.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 2 ноября 2018 г, в закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" были внесены изменения, согласно которым гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 6 закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС в новой редакции).
Как отметили суды, после внесения указанных изменений в закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС истцы имели право на предоставление мер социальной защиты или как инвалиды, или как ветераны труда по своему выбору.
Пунктом 1 ст. 16 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан" установлено, что за лицами, которые по состоянию на 31 декабря 2016 г. учтены в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и получали меры социальной поддержки, установленные законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС, сохраняется право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС без учета изменений, внесенных настоящим Законом.
На основании анализа указанных норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что вступившие в силу с 1 января 2017 г. изменения, внесенные указанным Законом касаются лиц, получавших меры социальной поддержки на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N118-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а буквальное толкование положений Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87 - ЗС свидетельствует о том, что его действие распространяется с 1 января 2017 г. лишь на граждан, имеющих на основании законодательства Алтайского края два и более льготных основания для получения мер социальной поддержки.
С учетом изложенного, до 2 ноября 2018 г. Закон Алтайского края, а также Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, Федеральный закон от 12 января 1998 г. N5-ФЗ "О ветеранах" не исключали право гражданина, относящегося к льготной категории по федеральному закону, получать иные (не дублирующие) меры социальной поддержки, предусмотренные региональным законодательством.
Доводы кассационной жалобы Ш. о несогласии с выводами суда о частичном удовлетворении требований, о неправомерном удовлетворении ходатайства ответчика о применении срока исковой давности, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Пунктом 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года co дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должной узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзц. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что к правоотношениям по данному спору применяется срок исковой давности.
Установив, что истцы о нарушении своего права узнали 1 января 2017 г. когда им перестали компенсировать оплату за содержание жилого помещения и текущий ремонт, с настоящим иском обратились в суд 15 мая 2020 г, суды пришли к правильному выводу о том, что исковые требования в части признания действий ответчика незаконными и возложения на ответчика обязанности предоставить истцам меры социальной поддержки в виде недополученной суммы компенсации и произведению соответствующего перерасчета за период с 1 января 2017 г. по 14 мая 2017 г. заявлены за пределами срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку основаны на собственном субъективном толковании вышеуказанных норм права, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по доводам кассационной жалобы, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 января 2021 г.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.Н.Г, Ш.О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.