Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-39/2021 (84RS0001-01-2020-000865-71) по иску Чудакова Сергея Михайловича к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" о взыскании заработной платы, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Чудакова Сергея Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чудаков Сергей Михайлович (далее по тексту Чудаков С.М, истец) обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (далее по тексту - ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", ответчик) о взыскании заработной платы за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. в размере 40857, 80 рублей, компенсации морального вреда в размере 25000 рублей, судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 17000 рублей.
Требования мотивированы тем, что он с 21 августа 2014 г. работает у ответчика в должности "данные изъяты".
В период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. он в составе аварийно-спасательной группы находился в районе реки " "адрес"", где принимал непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов из резервуара "данные изъяты" и загрязнением водных объектов.
В счет оплаты работ при ликвидации чрезвычайной ситуации в вышеуказанный период 11 августа 2020 г. он получил денежные средства в размере 10112, 77 рублей.
С указанным размером он не согласен, полагает, что ответчиком неверно произведена оплата его труда, поскольку, при расчете денежной суммы, подлежащей выплате, ответчик необоснованно уменьшил количество часов, подлежащих оплате в повышенном размере, компенсация в размере 45% начислена на 159 часов, а не на отработанные им 211 часов, кроме того, указывает, что в течение 22 часов выполнял работу с разлитым дизельным топливом и 14 часов работал в защитном костюме Л-1, однако ответчиком компенсация за данную работу не оплачена.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 28 января 2021 г. заявленные Чудаковым С.М. исковые требования удовлетворены частично, с ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" в пользу Чудакова С.М. взыскана заработная плата в размере 43034 рубля 17 копеек, денежная компенсация за несвоевременную невыплату заработной платы по состоянию на 28 января 2021 г. в размере 2145 рублей 97 копеек и по дату фактической выплаты, компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, расходы по оказанию юридических услуг в размере 7000 рублей, а всего 57180 рублей 14 копеек, в остальной части в иске отказано, кроме того ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1855 рублей 40 копеек.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г. решение Дудинского районного суда Красноярского края от 28 января 2021 г. отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Чудаков С.М. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г. как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу абзаца 7 части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частями первой, второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", определяя общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
В связи с особым режимом труда в зависимости от конкретных условий спасателя устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более, чем за год.
Положением по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 8 июня 1998 г. N 23, предусмотрено, что время выполнения спасательных работ в нормальных условиях состоит из: времени проведения поисково- спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной и санитарной обработки, ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ, переноска носилок с людьми и другие виды работ в соответствии с действующими правилами проведения поисково-спасательных работ), времени нахождения спасателей в пути от места сбора до места происшествия, времени проведения инструктажа по технике безопасности и подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей в соответствии с медицинскими показаниями при проведении ими работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ до момента их окончания.
В составе времени выполнения спасателями работ в повседневной деятельности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств и т.д. учитывается время, затраченное на дежурства, учебные сборы, тренировки, профилактические мероприятия, медицинские обследования (плановые, предэкспедиционные, текущие, послеэкспедиционные), работы по обслуживанию техники и снаряжения.
Работы, выполненные спасателями в районах ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитываются в журнале учета аварийно-спасательных работ. Ответственность за правильность учета выполненных спасателями работ возлагается на руководителя аварийно-спасательной службы (старшего группы спасателей). На основании выписок из журнала учета аварийно- спасательных работ составляется табель учета отработанного времени.
Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", наряду с другими нормативными актами утверждены "Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" (далее - Условия).
Выплаты компенсационного характера работникам, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в ночное время, в соответствии с пунктами 2 "а", 7 Условий устанавливаются приказами руководителей органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, наделенных полномочиями работодателя на основании документов, подтверждающих выполнение работ.
Согласно пункту 19 раздела II "Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных" Условий, работникам за каждый час работы в ночное время производится доплата в следующем размере: за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу дежурных частей и выездному персоналу реанимационных бригад, - из расчета 50 процентов часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время; б) работникам медицинских организаций, учреждений (подразделений), в том числе водителям санитарного автотранспорта, медицинскому персоналу, - из расчета 40 процентов часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время; в) остальным работникам, - из расчета 35 процентов часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время.
В силу пункта 52 Условий, работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу дежурных частей и выездному персоналу реанимационных бригад выплачивается надбавка в размере до 45 процентов оклада (тарифной ставки).
В соответствии с пунктом 67 Условий (Раздел 5 "Выплаты работникам за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), работникам производится выплата за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях: а) без применения изолирующих средств - из расчета пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы; б) с применением изолирующих средств - из расчета десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы.
Пунктами 68, 68.9, 69, 69.6 Условий предусмотрено, что под аварийно-спасательными работами, проводимыми в особых условиях, понимается, помимо прочего, работа с сильно действующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами); под изолирующими средствами, при работе в которых за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях, производится выплата из расчета десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы, понимаются: химические изолирующие костюмы (Л-1, КИО-2М, ИК-АЖ, Треллеборг и другие аналогичные костюмы).
Приказом начальника регионального поисково-спасательного отряда ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" от 28 февраля 2020 г. N утверждено положение об оплате труда работников ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", содержание положений пунктов 2.5, 2.38, 5.1, 5.3, 5.4, 5.4.9, 5.5, 5.5.6. которого аналогично вышеприведенным пунктам Условий.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Чудаков С.М. на основании трудового договора от 21 августа 2014 г. N был принят на работу в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" на должность "данные изъяты" в поисково-спасательное подразделение Дудинского арктического поисково-спасательного отряда МЧС России.
Пунктами 5.1, 5.2 трудового договора истцу был установлен должностной оклад в размере 10467 рублей, предусмотрены выплаты районного коэффициента в размере 80%, надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 30%.
Пунктом 5.3.1 трудового договора предусмотрено, что за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях выездному составу Дудинского АПСО МЧС России устанавливаются выплаты компенсационного характера за фактическое время выполнения работ - без применения изолирующих средств - из расчета двойной часовой тарифной ставки за каждый час работы; с применением изолирующих средств - из расчета четырехкратной часовой тарифной ставки за каждый час работы. За работу в ночное время работникам производится доплата за непосредственное участие по ликвидации чрезвычайных ситуаций из расчета 50% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время; за работу в ночное время доплата из расчета 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время (пункт 5.3.3 трудового договора).
В целях защиты населения и территорий, ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов из резервуара "данные изъяты" и загрязнением водных объектов ("адрес"), постановлением Правительства Красноярского края от 31 мая 2020 г. N 400-п, с 18:00 часов 31 мая 2020 г. введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил муниципальных звеньев г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Территория г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района определены зоной чрезвычайной ситуации.
3 июня 2020 г. Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принято решение ввести режим чрезвычайной ситуации федерального характера на территории городского округа Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и установить федеральный уровень реагирования.
Приказом заместителя начальника ФГКУ "Сибирский региональный спасательный отряд МЧС России" от 4 июня 2020 г. N в Дудинском Арктическом ПСО МЧС России (филиале ФГКУ "Сибирский региональный спасательный отряд МЧС России") с 09:50 сов (крск) 4 июня 2020 г. до особого распоряжения введен режим чрезвычайной ситуации. Начальнику ПСС СРПСО МЧС России, начальнику Дудинского Арктического ПСО МЧС России (филиала ФГКУ "Сибирский региональный спасательный отряд МЧС России") поручено организовать выполнение мероприятий согласно Плану приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время; выделить необходимое оборудование и снаряжение; для доставки личного состава, оборудования и снаряжения в г. Норильск и обратно выделить автотранспорт.
Приказом начальника ФГКУ "Сибирский региональный спасательный отряд МЧС России" от 2 июля 2020 N N Чудаков С.М, являющийся "данные изъяты", в составе группы спасателей в количестве шести человек, был включен в состав дежурной смены и направлен 4 июля 2020 г. в 09:10 часоы (крск) в "адрес", район "данные изъяты", для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ Дудинским арктическим поисково-спасательным отрядом МЧС России. Руководителем дежурной смены назначен К.Д.Я, на которого возложена обязанность, в том числе по окончании работ представить отчет в установленном порядке. При проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в особых условиях, бухгалтерии поручено произвести выплату компенсационного характера в соответствии с пунктами 67-69 приложения N 2 приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N N, на основании документов, подтверждающих выполнение работ.
В период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. спасателями вышеуказанной группы в количестве шести человек, включая Чудакова С.М, был выполнен комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, что отражено в акте проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и приложенном к акту перечне проведенных работ, подписанных руководителем аварийно-спасательных и других неотложных работ К.Д.Я. и представителем заявителя А.Д.А.
Согласно служебной записке начальника отряда С.А.В. с просьбой установить надбавку в размере 45 % за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации федерального характера за фактически отработанное время в данных условиях, согласно пункту 2.38 Положения об оплате труда работников ФГКУ "Сибирский региональный спасательный отряд МЧС России", утвержденного приказом ФГКУ "Сибирский региональный спасательный отряд МЧС России" от 28 февраля 2020 г. N, фактически отработанное истцом время при ликвидации чрезвычайной ситуации с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. составило 159 часов.
Приказом заместителя начальника ФГКУ "Сибирский региональный спасательный отряд МЧС России" от 10 августа 2020 г. N N постановлено выплатить работникам Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "Сибирский региональный спасательный отряд МЧС России") надбавку за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации федерального характера в размере 45% оклада за фактически отработанное время в данных условиях. Выплату установить за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда.
11 августа 2020 г. Чудакову С.М. за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. была выплачена заработная плата в размере 10112, 77 рублей.
Истец, полагая, что работодатель произвел оплату его труда за участие в ликвидации чрезвычайной ситуации федерального характера в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. не в полном объеме, необоснованно уменьшив количество часов, подлежащих оплате в повышенном размере, не произвел оплату за работу с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами, работу в защитном костюме Л-1, обратился в суд.
Разрешая требования истца о взыскании заработной платы и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Чудаков С.М. в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. работал в условиях режима функционирования чрезвычайной ситуации федерального характера, выполнял аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, с выполнением работ, связанных с сильнодействующими и взрывчатыми веществами, которые выполнялись им с применением изолирующих средств, в связи с чем пришел к выводу о том, что оплата труда истцу должна быть произведена согласно сведениям, которые направлялись истцом по поручению старшего группы К.Д.Я, и в которых указано, что Чудаков С.М. в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. принимал непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации по 16 часов в день, при этом с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами отработал за указанный период 25 часов, с использованием защитного костюма Л-1 - 12 часов.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Чудаков С.М. не являлся лицом, ответственным и полномочным за ведение табеля, а входил в состав спасателей, которому руководитель группы К.Д.Я. поручил вести учет рабочего времени спасателей, однако обязанности составлять и подписывать табели учета рабочего времени при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на Чудакова С.М. работодателем возложено не было.
В результате проведенной работодателем проверки в связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований и наличием необъективных сведений было установлено, что время работы в особых условиях без изолирующих средств, а также время работы с применением изолирующих средств в таблицах учета рабочего времени, составленных спасателем Чудаковым С.М, не соответствовало действительности, фактически Чудаков С.М. самостоятельно, по своему усмотрению, отнес проведение тех или иных работ, выполняемых спасателями, к работам в особых условиях, без применения защитных средств и с применением защитных средств, а также самостоятельно определилвремя выполнения спасателями аварийно-спасательных и других неотложных работ и время непосредственного их участия в ликвидации чрезвычайной ситуации.
При этом, Чудаковым С.М. все время выполнения спасателями служебных обязанностей в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. отнесено к непосредственному участию в ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 3 Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессионально-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденным постановлением Минтруда РСФСР от 8 июня 1998 г. N 23 предусмотрен отдельный учет в составе рабочего времени спасателей: - время выполнения спасательных работ в нормальных условиях; - время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах, в соответствии с действующими условиями оплаты труда; - время выполнения работ в повседневной деятельности.
При этом время выполнения спасательных работ в нормальных условиях входит как время проведения поисково-спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной и санитарной обработки, ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ, переноска носилок с людьми и другие виды работ в соответствии с действующими правилами проведения поисково-спасательных работ), так и время подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей. Во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ и до момента их окончания.
Работы, выполненные спасателями в районах ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитываются в журнале учета аварийно-спасательных работ. Ответственность за правильность учета выполненных спасателями работ возлагается на руководителя аварийно-спасательной службы (старшего группы спасателей). На основании выписок из журнала учета аварийно-спасательных работ составляется табель учета отработанного времени.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что судом первой инстанции выводы сделаны без учета указанных нормативных положений, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания повышенной оплаты истцу 22 часов работы в соответствии с пунктами 68, 68.9 приложения N2 к приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. N за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях без применения изолирующих средств - из расчета пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы, поскольку нефтепродукт - дизельное топливо, разлив которого произошел в зоне ликвидации чрезвычайной ситуации, в соответствии с СН245-71 и ГОСТ 12.1.007-76 не относится к сильнодействующим ядовитым веществам, а относится к вредным веществам, которые по степени воздействия на организм человека относятся к четвертой группе и являются малоопасными.
При этом из материалов дела следует, что истец, кроме работ на выезде, непосредственно связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, выполнял служебные обязанности в лагере, занимался перевозкой сорбента, перевозкой и установкой сорбирующих бонов, перевозкой охраны по постам, натяжкой боновых заграждений, которые не связаны с работой с сильнодействующими и ядовитыми веществами и не влекут риска для жизни и здоровья истца, в связи с чем не могут быть отнесены к работам в особых условиях и не могут быть оплачены в повышенном размере.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований истца об оплате ему за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях с применением химического изолирующего костюма Л-1 из расчета десятикратной часовой ставки за каждый час работы в количестве 12 часов, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в местах проведения работ вредных и опасных факторов в виде превышенных ПДК вредных и опасных веществ, тогда как из показаний свидетелей и обстоятельств дела следует, что спасатели использовали защитные костюмы Л-1 (не полный комплект) с целью защиты одежды от загрязнения дизельным топливом, без защиты органов дыхания.
Поскольку суммы заработной платы были выплачены истцу в полном объеме по составленному работодателем табелю учета отработанного времени, то суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеназванные нормативные акты, а также приказы и распоряжения ответчика, пришел к правильному выводу о том, что ведение табеля учета рабочего времени отнесено к полномочиям работодателя. Такие полномочия истцу не были делегированы.
При этом судом апелляционной инстанции было установлено, что кроме работ на выезде, непосредственно связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, истец занимался выполнением иных работ, оплата которых в повышенном размере не предусмотрена (доставка и рассыпка сорбента, перевозка людей и другие).
Установив, что истцу была произведена оплата труда и выплачены компенсационные выплаты, начисленные в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N, исходя из объема и характера выполненных работ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. в размере 10112, 77 рублей, что подтверждено документально, на основании служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") С.А.В. "О направлении документов" от 6 августа 2020 г. с приложением копий наряда-задания, табеля учета рабочего времени при проведении аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, подписанных руководителем аварийно-спасательной группы К.Д.Я.; копией служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") С.А.В. "Об установлении надбавки за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации" от 6 августа 2020 г, а кроме того, выплачена заработная плата согласно основного табеля учета рабочего времени за общее количество отработанных часов за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, им судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного апелляционного определения в кассационном порядке.
Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чудакова Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.