Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ларионовой С.Г, судей Умысковой Н.Г, Соловьева В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД70RS0004-01-2020-000633-85 по иску Чиркина Вадима Николаевича к ПАО "Сбербанк России" о возмещении ущерба, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, по кассационной жалобе Чиркина Вадима Николаевича на решение Советского районного суда г. Томска от 23 декабря 2020 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 18 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ларионовой С.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чиркин В.Н. обратился в суд с иском к ПАО "Сбербанк России" о взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований указано, что ПАО "Сбербанк России" на имя Чиркина В.Н. выдана кредитная карта N с кредитным лимитом 190000 руб. ДД.ММ.ГГГГ неустановленными лицами был взломан личный кабинет истца в системе "Сбербанк Онлайн". И с указанной карты произошло несанкционированное списание денежных средств в сумме 188500 руб. Денежные средства списаны по платежному поручению N от 21 января 2020 г. в адрес ООО "УСАДЬБА-МЕД" с назначением платежа "оплата за услугу перевозки". Об указанном списании истец незамедлительно сообщил на горячую линию ПАО Сбербанк, уведомив банк о необходимости отмены транзакции и блокировке карты. Однако ответчиком транзакция не была отменена. По указанному факту возбуждено уголовное дело. Поскольку размер платежа, а также получатель денежных средств явно не соответствовали обычно совершаемым истцом операциям по карте, с ответчика подлежит взысканию ущерб в пользу истца. Истец обращался к ответчику с письменной претензией, однако получил отказ, в виду чего с ответчика также подлежит взысканию неустойка и штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Истец просил взыскать убытки в размере 188500 руб, неустойку в размере 39585 руб. и по день вынесения решения суда, штрафа, компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
Решением Советского районного суда г. Томска от 23 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 18 мая 2021 г, исковые требования Чиркина Вадима Николаевича оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Чиркин Вадим Николаевич просит отменить решение Советского районного суда г. Томска от 23 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 18 мая 2021 г, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о необоснованности выводов судов о законности действий ответчика по списанию денежных средств с банковской карты истца. Судами не учтено, что Чиркин Вадим Николаевич не был ознакомлен с руководством по использованию "Сбербанк Онлайн", поскольку использовал другое устройство. Суды не применили подлежащие применению п. п. 5.1, 5.2 ст. 8 ФЗ "О национальной платежной системе". Судами не учтены правовые позиции, изложенные в судебных актах по делам со сходными обстоятельствами.
ПАО "Сбербанк России" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить кассационную жалобу Чиркина Вадима Николаевича без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими клиенту в пределах суммы остатка, за исключением денежных средств, в отношении которых получателю денежных средств и (или) обслуживающему его банку в соответствии с банковскими правилами и договором подтверждена возможность исполнения распоряжения клиента о списании денежных средств в течение определенного договором срока, но не более чем десять дней. По истечении указанного срока находящиеся на счете денежные средства, в отношении которых была подтверждена возможность исполнения распоряжения клиента, считаются принадлежащими клиенту.
К отношениям по договору банковского счета с использованием электронного средства платежа нормы настоящей главы применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
На основании статьи 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
Законом могут быть предусмотрены "случаи", когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или их списании со счета клиента.
Если иное не установлено законом, договором банковского счета могут быть предусмотрены случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или в их списании со счета клиента.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 847 ГК РФ права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.
Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.
Банк исполняет распоряжение о списании денежных средств при недостаточности денежных средств на банковском счете, если этот счет включен в соответствии с договором банковского счета в группу банковских счетов, в том числе принадлежащих разным лицам, и на всех банковских счетах, включенных в указанную группу, достаточно денежных средств для исполнения распоряжения клиента. При этом такое списание не является кредитованием счета.
Согласно пункту 4 данной статьи договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и иными способами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и других средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Согласно пункту 2.10 Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием", клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве АСП и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с "пунктом 1.24" настоящего Положения.
Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе, за исключением распоряжения физического лица об осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета на бумажном носителе, осуществляется банком посредством проверки наличия и соответствия собственноручной подписи (собственноручных подписей) и оттиска печати (при наличии) образцам, заявленным банку в карточке с образцами подписей и оттиска печати (далее - карточка).
При приеме к исполнению распоряжения физического лица об осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета на бумажном носителе кредитная организация проверяет наличие собственноручной подписи.
Удостоверение права использования электронного средства платежа осуществляется кредитной организацией посредством проверки номера, кода и (или) иного идентификатора электронного средства платежа.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, и следует из материалов дела, с 5 мая 2016 г. Чиркин В.Н. является пользователем кредитной карты Сбербанка России "данные изъяты" на основании заявления N N, согласно которому он подтвердил свое согласие с Общими условиями выпуска и обслуживания кредитной карты ОАО "Сбербанк России" наряду с Индивидуальными Условиями выпуска и обслуживания кредитной карты ОАО "Сбербанк России", Тарифами ОАО "Сбербанк России", Памяткой держателя, Руководством по использованию услуг "Мобильного банка", Руководством пользователя "Сбербанк Онлайн", и обязался их выполнять (п.4). Банковская карта истца была подключена к услуге "Мобильный банк" по номеру телефона, указанному в заявлении N
Исходя из п. 3.6 Общих условий карта может быть использована Держателем для оплаты товаров и услуг; получения наличных денежных средств в Подразделениях Банка и кредитных организациях, через банкоматы Банка и кредитных организаций; внесения наличных денежных средств на Счет карты в Подразделениях Банка, через банкоматы с модулем приема наличных денежных средств и информационно-платежные терминалы Банка; проведения безналичных переводов денежных средств с использованием Системы "Сбербанк ОнЛ@йн" на счета юридических лиц со Счета карты по разовым поручениям, а также совершения иных операций в соответствии с Договором. Возможность оплаты товара/услуги, получения наличных денежных средств определяется наличием логотипа соответствующей платежной системы.
Услуга "Мобильный банк" - услуга дистанционного доступа Клиента к своим счетам карт и другим сервисам Банка, предоставляемая Банком Клиенту с использованием мобильной связи по номеру(ам) мобильного(ых) телефона(ов).
На основании п. 9 Общих условий Услуга "Мобильный банк" предоставляется при условии положительной Идентификации и Аутентификации Клиента Банком. Банк информирует Клиента о мерах безопасности, рисках Клиента и возможных последствиях для Клиента в случае несоблюдения мер информационной безопасности, рекомендованных Банком. Информирование осуществляется на официальном сайте Банка, в Подразделениях Банка, путем отправки СМС-сообщений на номер мобильного телефона, подключенного Клиентом к Услуге "Мобильный банк". Клиент обязуется ознакомиться с мерами безопасности и неукоснительно их соблюдать.
Подключение Клиента к Услуге "Мобильный баню) осуществляется на основании заявления на подключение к Услуге "Мобильный банк") одним из следующих способов: в Подразделении Банка на основании Заявления, подписанного собственноручной подписью Клиента, либо заявления на подключение к Услуге "Мобильный банк" установленной Банком формы, подписанного собственноручной подписью Клиента или аналогом собственноручной подписи Клиента.
Согласно п. 9.9. Предоставление Клиенту Услуги "Мобильный банк" осуществляется в соответствии с Договором и Руководством по использованию "Мобильного банка", размещаемым на официальном сайте Банка и в Подразделениях Банка.
Система "Сбербанк ОнЛ@йн" - автоматизированная система дистанционного доступа Клиента к своим счетам карт и другим продуктам в Банке, предоставляемая Банком Клиенту через глобальную информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Доступ Клиента к услугам Системы "Сбербанк ОнЛ@йн" осуществляется при условии его успешной Идентификации и Аутентификации на основании Идентификатора пользователя и Постоянного пароля, которые Клиент может самостоятельно создать через удаленную регистрацию на сайте Банка на странице входа в Систему "Сбербанк ОнЛ@йн" с использованием своей основной карты. Операция создания Идентификатора пользователя и Постоянного пароля подтверждается Одноразовым паролем, который направляется на номер телефона Клиента, подключенный к Услуге "Мобильный банк";
Операции в Системе "Сбербанк ОнЛ@йн" Клиент подтверждает Одноразовыми паролями, которые вводятся при совершении операции в Системе "Сбербанк ОнЛ@йн". Одноразовые пароли Клиент может получить:
- через Устройство самообслуживания Банка с использованием своей основной карты Банка. Операция получения Одноразовых паролей подтверждается вводом ПИНкода;
- в СМС-сообщении, отправленном на номер мобильного телефона, подключенного Клиентом к Услуге "Мобильный баню" (при выборе данного способа получения Одноразового пароля в Системе "Сбербанк ОнЛ@йн") (п. 10.6).
Необходимость подтверждения операции Одноразовым паролем и тип Одноразового пароля для подтверждения операции определяет Банк и доводит данную информацию до Клиента путем отображения информации в Системе "Сбербанк ОнЛ@йн" при совершении операции.
Постоянный и Одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи Клиента. Электронные документы, подтвержденные Постоянным и/или Одноразовым паролем, признаются Банком и Клиентом равнозначными документам на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде. Документальным подтверждением факта совершения Клиентом операции является протокол проведения операций в автоматизированной системе Банка, подтверждающий корректную Идентификацию и Аутентификацию Клиента и совершение операции в такой системе.
Клиент несет финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при её передаче через сеть Интернет при получении услуг посредством Системы "Сбербанк ОнЛ@йн" (п. 10.8).
Банк информирует Клиента о мерах безопасности, рисках Клиента и возможных последствиях для Клиента в случае несоблюдения мер информационной безопасности, рекомендованных Банком. Информирование осуществляется на официальном сайте Банка, в Подразделениях Банка, путем отправки СМС - сообщений на номер мобильного телефона, подключенный Клиентом к Услуте "Мобильный банк" (п. 10.14).
В соответствии с п. 10.15. Банк обязуется принимать к исполнению поступившие от Клиента электронные документы, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, требованиями нормативных документов Банка России, Договора, подтвержденные Клиентом установленным способом. Банк исполняет принятые электронные документы не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения от Клиента.
Банк не несет ответственность:
- В случае невозможности предоставления услуг Системы "Сбербанк ОнЛ@йн" по независящим от Банка обстоятельствам, в том числе по причине не предоставления Банку сторонними организациями сер висов, необходимых для предоставления услуг в Системе "Сбербанк ОнЛ@йн".
- За последствия компрометации Идентификатора пользователя, Постоянного и/или Одноразовых паролей Клиента, а также за убытки, понесенные Клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц.
- В случаях необоснованного или ошибочного перечисления Клиентом средств получателям с использованием Системы "Сбербанк ОнЛ@йн" Клиент самостоятельно урегулирует вопрос возврата средств с их получателями (п. 10.17).
20 января 2020 г. в 19.23 час. со счета вышеуказанной кредитной карты истца без согласия последнего через мобильное приложение Сбербанк Онлайн совершена транзакция по переводу денежных средств в размере 188500 рублей в адрес ООО "Усадьба-Мед" с назначением платежа "оплата за услугу перевозки".
По поводу случившегося истец незамедлительно обратился к банку, однако в отмене транзакции было отказано.
Согласно ответу банка, оспариваемая операция совершена с использованием персональных средств доступа истца, банк не вправе самостоятельно списать средства со счёта получателя либо потребовать возврата перевода, это может сделать только плательщик, обратившись к получателю. Чиркину В.Н. рекомендовано ознакомиться с правилами безопасности на официальном сайге банка в целях исключения дальнейших случаев мошенничества с его банковскими счетами.
По данному происшествию 21 января 2020 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "г" ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое приостанавливалось 30 ноября 2020 г. в связи с тем, что лицо, совершившее преступление, установлено не было.
14 декабря 2020 г. предварительное следствие по уголовному делу возобновлено.
Из выписки из журнала Автоматизированной системы "Мобильный банк" о направлениях смс-сообщений усматривается, что 20 января 2020 в 19.21 час. произошла регистрация пользователя в приложении для IPhone; в 19.22 час. на телефон истца отправлено сообщение о регистрации в приложении Сбербанк Онлайн для IPhone, с просьбой совершить звонок на телефон по номеру 900, если регистрация им не выполнялась. В 19.23 час. 20 января 2020 г. направлено сообщение о переводе денежных средств с карты в сумме 188500 рублей.
По данным информационной системы "Сбербанк Онлайн" (л.д. 82-83) перевод денежных средств совершен через мобильное приложение IPhone, осуществленного с карты входа ****3067.
Согласно протоколу допроса потерпевшего Чиркина В.Н. от 21 января 2020 г. из материалов уголовного дела N, у него имеется кредитная карта ПАО "Сбербанк России" с лимитом в 195000 рублей. Данная карта не застрахована, к ней подключен номер телефона N, сим-карта оформлена на имя Чиркина В.Н. К карте подключены услуги Сбербанк онлайн мобильный банк. 20 января 2020 г. в 23.19 час. на сайте http://impact.promo он увидел предложение пройти опрос от Сбербанка о качестве предоставляемых услуг, за участие в опросе причиталось 1500 рублей. Он прошёл по указанной ссылке, ввел в окне номер зарплатной банковской карты Сбербанка (N), на которой не было денег, так он подстраховался, что списать с этой карты нечего. К зарплатной карте также привязан номер мобильного телефона. После этого на его телефон пришло сообщение следующего содержания: "регистрация в приложении для IPhone, указан код, никому не сообщайте, если регистрировались не вы, позвоните по телефону 900". Полученный код он ввел на сайте в специальном окне для кода, после чего денежные средства, хранившиеся на кредитной карте, были списаны. Никакого смс-сообщения о списании не приходило, высветилось информационное окно о списании денежных средств, конкретную сумму разглядеть не успел. Он сразу попытался зайти в программу Сбербанк Онлайн, однако у него не получилось, коды не подходили. Он предполагает, что был взломан его личный кабинет в Сбербанк Онлайн. Он незамедлительно позвонил в банк чтобы отменить транзакцию, но сотрудники банка не смогли это сделать, сказали сообщить о случившемся в полицию.
Установлено, что оспариваемая операция проведена при входе в мобильное приложение системы Сбербанк Онлайн, для чего были использованы персональные средства доступа держателя карты Чиркина В.Н, который, не проявив должную осмотрительность, добровольно разгласил персональные данные третьим лицам.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд перовой инстанций, руководствуясь статьями 847, 848 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием", Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, Общими условиями выпуска и обслуживания карты ОАО "Сбербанк России"; исходил из того, что списание денежных средств со счета банковской карты истца произведено путем прохождения аутентификации (ввод одноразового пароля) и идентификации (ввод номера банковской карты) на мобильном устройстве, поэтому у банка имелись основания полагать, что распоряжение на снятие денежных средств дано уполномоченным лицом (самим истцом). Истец добровольно осуществил действия по указанию на Интеренет- сайте номера своей карты, к которой был привязан номер телефона, путем введения кода, в связи с чем, принял на себя риски совершаемых операций.
Законные основания для отказа в совершении операции по банковскому счету, у ответчика отсутствовали.
Судебная коллегия апелляционного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их обоснованием, указав, что истец сообщил персональные данные доступа третьим лицам, указав на Интернет-сайте номер банковской карты и одноразовый пароль, поступивший на номер его телефона.
То обстоятельство, что он указал номер зарплатной, а не кредитной банковской карты, не имеет значения, поскольку все эти карты обслуживаются ПАО "Сбербанк России" и привязаны к одному и тому же номеру телефона.
Предоставленных сведений было достаточно для идентификации истца как пользователя системы "Сбербанк онлайн" и выполнения банком впоследствии распоряжения о переводе денежных средств.
Отклонен был довод истца о том, что доказательств направления одноразового пароля для совершения операции по списанию, банком не представлено, поскольку операции по переводу денежных средств, осуществляемые в мобильном приложении системы Сбербанк Онлайн, подтверждения одноразовым паролем не требуют. Указанное следует из Руководства по использованию "Сбербанк Онлайн" (мобильное приложение для устройства IPhone), в котором предусмотрено, что ввод одноразового пароля из смс-сообщения необходимы только для регистрации Приложения на мобильном устройстве.
Вопреки доводам истца о том, что размер платежа и получатель денежных средств явно не соответствовали обычно совершаемым истцом операциям, и банком не исполнена обязанность, предусмотренной п. 5.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", по приостановлению спорной операции, суд апелляционной инстанции указал, что данной нормой установлена обязанность оператора по переводу денежных средств приостановить исполнение распоряжения по списанию при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, на срок не более двух рабочих дней.
В частности, при несоответствии характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичности (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (п. 3 Признаков осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, утвержденных приказом Банка России от 27 сентября 2018 г. N ОД-2525).
Между тем причин, позволявших банку усомниться в правомерности поступившего распоряжения и (или) ограничивать клиента в его праве распоряжаться собственными денежными средствами по своему усмотрению, принимая во внимание, что пользователь прошёл аутентификацию и идентификацию при входе в автоматизированную систему "Сбербанк онлайн", не имелось. Для авторизации клиента в мобильном приложении были использованы конфиденциальные параметры карты истца (номер карты и одноразовый пароль, высланный на номер истца); сумма операции не превышала установленного по карте лимита и не выходила за пределы платежей, характерных для розничного сегмента в связи с оплатой товаров и услуг, была осуществлена по реквизитам юридического лица и носила однократный характер. Каких-либо сообщений от истца о компрометации карты банку не поступало.
В связи с чем у ответчика не было оснований для приостановления оспариваемой операции, и она осуществлена банком в отсутствие нарушений законодательства и условий договора.
Истец признал, что несмотря на поступившее на телефон истца смс-сообщение о входе в Мобильное приложение "Сбербанк онлайн" от имени истца, с предупреждением не сообщать никому одноразовый код и позвонить по номеру телефона, если регистрация осуществлена не держателем карты, Чиркин В.Н. ввёл одноразовый пароль в окне для кода на Интернет-сайте, после чего были списаны денежные средства.
Доводам истца о том, что на ответчика возложена законом обязанность по надлежащему оказанию услуг, обеспечению их безопасности, по предотвращению несанкционированного доступа посторонних лиц, и риск ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, также дана надлежащая оценка, как не состоятельным.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Основания и мотивы, по которым судебные инстанции пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебных постановлений, и оснований считать их неправильными не имеется.
Оснований не согласиться с выводами суда суд кассационной инстанции не усматривает.
Доводы заявителя о незаконности действий ответчика по списанию денежных средств с банковской карты истца, не применении п. п. 5.1, 5.2 ст. 8 ФЗ "О национальной платежной системе", о не ознакомлении с руководством по использованию "Сбербанк Онлайн", поскольку использовал другое устройство; приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, отклонены за необоснованностью с указанием мотивов.
Данные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права или допущении существенных нарушений норм процессуального права, и, по существу сводятся к несогласию с выводами суда по обстоятельствам дела, направлены на переоценку доказательств, что не может быть основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных актов в кассационной инстанции.
Положения статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 23 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 18 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чиркина Вадима Николаевича оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.Г. Ларионова
Судьи Н.Г. Умыскова
В.Н. Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.