Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-525/2021, УИД 54RS0001-01-2020-007544-87 по исковому заявлению Засухина В.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчёт размера пенсии, по кассационной жалобе Засухина Виталия Николаевича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Засухин В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчёт размера пенсии, в котором просил пересчитать страховую часть его пенсии по старости по строке 5.1. с учётом требований положения 4 Федерального закона "О страховых пенсиях"; признать незаконными действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска), выразившееся в непринятии уточнений в платёжных поручениях от 30 октября 2018 г. N; от 12 ноября 2018 г. N; от 5 декабря 2018 г. N; обязать УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска принять уточнения в платёжных поручениях от 30 октября 2018 г. N - за 2010 год; от 12 ноября 2018 г. N - за 2017 год; от 5 декабря 2018 г. N - за 2017 год; взыскать с УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска в его пользу убытки в виде неустойки в сумме 1 215, 97 руб.; обязать УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска произвести перерасчёт пенсии на 1 августа 2018 г. и на 1 августа 2019 г. по строке 5.1. "Страховая пенсия по старости" формы СЗИ-ИЛС в соответствии с пунктом 19 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" с применением максимального значения ИПК согласно приложения N 3; взыскать с УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование исковых требований Засухин В.Н. указал, что он является получателем пенсии с 15 сентября 2016 г.
30 декабря 2019 г. он, как работающий пенсионер, обратился в УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска с заявлением об уточнении в реквизитах платёжных поручений от 30 октября 2018 г. N - за 2010 год, от 12 ноября 2018 г. N - за 2017 год, от 5 декабря 2018 г. N - за 2017 год. Письмом N от 21 сентября 2020 г. ответчик отказался принять уточнения в реквизитах платёжных поручений без указания причин.
24 сентября 2020 г. он, как работающий пенсионер, обратился в пенсионный орган с заявлением о выплате неустойки, в связи с неоплатой пенсии в полном объёме в установленные законом сроки в сумме 1 215, 97 руб, из которых 1 184, 36 руб. - за период с 15 сентября 2016 г. по 23 июля 2017 г.; 1, 08 рублей - с 1 августа 2018 г. по 18 сентября 2018 г.; 0, 03 рублей - с 1 августа 2019 г. по 16 января 2020 г.; 30, 50 рублей - с 1 августа 2019 г. по 21 апреля 2020 г. Согласно информации, предоставляемой на сайте госуслуг, перерасчёт пенсии на 1 августа 2018 г. и на 1 августа 2019 г. по строке 5.1, произведён с тем же предельным коэффициентом 3, как и по строке 5.1.1. "Размер страховой пенсии в период осуществления трудовой деятельности", что вызвало занижение суммы пенсии по строке 5.1. В соответствии с приложением 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлены максимальные значения ИПК на 2018 год - 8, 7; на 2019 год - 9, 13. В нарушение статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионный орган применил максимальное значение ИПК в размере 3 при перерасчёте по строке 5.1. "Страховая пенсия по старости".
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 19 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июня 2021 г, исковые требования Засухина В.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Засухин В.Н. просит отменить решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июня 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Засухин В.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 15 сентября 2016 г.
30 декабря 2019 г. Засухин В.Н, как работающий пенсионер, обратился в УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска с заявлением об уточнении в платёжных реквизитах платёжных поручений, и просил считать в разделе назначение платёжного поручения следующие даты назначения платежа:
- от 30 октября 2018 г. N - за 2010 год;
- от 12 ноября 2018 г. N - за 2017 год;
- от 5 декабря 2018 г. N - за 2017 год.
Письмом N от 21 сентября 2020 г. ответчик отказался принять уточнения в реквизитах платёжных поручений без указания причин.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Засухина В.Н, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Налогового кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела не установлено каких-либо нарушений прав истца действиями ответчика, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований Засухина В.Н. отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Конституционное право на социальное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путём создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования и определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учёта, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Статья 29 указанного Федерального закона установилаоснования для добровольного вступления в систему обязательного пенсионного страхования. В качестве одного из таких оснований названо вступление в систему правоотношений по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" принят в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", им определен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, установлены порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Законом, имеют застрахованные лица, подавшие заявление о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС в целях уплаты ДСВ в период с 1 октября 2008 г. по 31 декабря 2014 г. и начавшие уплату указанных взносов в период по 31 января 2015 г.
Согласно пункта 3 статьи 12 указанного закона право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в сумме не менее 2 000 рублей.
Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на накопительную пенсию, суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также результат их инвестирования.
Статьёй 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определён порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, приведены формулы расчёта (пункт 10).
В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен порядок определения размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), основания перерасчёта размера страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчёт производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере:
- 3, 0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- 1, 875 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведённого положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что увеличение ИПК на 3, 0 балла предусмотрено лишь для тех лиц, которые продолжают осуществлять трудовую и иную деятельность, за которую в Пенсионный Фонд Российской Федерации уплачиваются страховые взносы.
Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчётом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учёта индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Разрешая спор судами первой и апелляционной инстанций установлено, что страховая пенсия Засухину В.Н. выплачивается с 15 сентября 2016 г. без учёта индексаций, произведённых пенсионным органом, как работающему пенсионеру. В связи с продолжением трудовой деятельности после назначения пенсии истцу на основании пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным органом осуществлён перерасчёт размера страховой пенсии по старости. При расчёте пенсии учтено повышение величины индивидуального пенсионного коэффициента исходя из уплаченных страховых взносов. Страховые взносы, уплаченные истцом, как индивидуальным предпринимателем, по платёжным поручениям N от 30 октября 2018 г, N от 12 ноября 2018 г, N от 5 декабря 2018 г. учтены пенсионным органом при перерасчёте пенсии с 1 августа 2020 г. в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при этом максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте страховой пенсии, предусмотренное пунктом 3 части 2 настоящей статьи, обоснованно учтено пенсионным органом в размере 3, 0 балла.
Отклоняя доводы истца о зачёте уплаченных в 2018 году страховых взносов за 2010 и 2017 годы, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г..N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федерального закона от 3 июля 2016 г..N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", пунктом 7 статьи 431, статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации и пришли к выводу об отсутствии у пенсионного органа права на самостоятельную корректировку сведений, находящихся на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, поскольку с 1 января 2017 г..администратором страховых взносов являются налоговые органы.
Поскольку у ответчика сведения индивидуального (персонифицированного) учёта об уплаченных страховых взносах Засухина В.Н. по состоянию на 1 августа 2018 г..и на 1 сентября 2019 г..отсутствовали, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что пенсионный орган не мог произвести расчёт истцу пенсии с учётом названного периода, а исполнил эту обязанность в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" в августе 2020 г..(после предоставления Засухиным В.Н. в декабре 2019 г..платёжных поручений N от 30 октября 2018 г, N от 12 ноября 2018 г, N от 5 декабря 2018 г..) и учёл взносы за 2018 год (календарный год уплаты страховых взносов), поскольку за более ранний или более поздний период указанные взносы не могут быть учтены.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах пенсионного законодательства, и не вызывают сомнений в законности.
Доводы, приведённые Засухиным В.Н. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе, судами не допущено.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Засухина Виталия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.