Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1771/2020 (УИД 24RS0004-01-2020-001688-10) по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к Зайнуллиной Яне Сергеевне о взыскании социальной выплаты, по кассационной жалобе Зайнуллиной Яны Сергеевны на заочное решение Березовского районного суда Красноярского края от 7 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края обратилось в суд с иском к Зайнуллиной Я.С. о возмещении убытков.
В обоснование исковых требований Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края указало, что Зайнуллина Я.С. является участником мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". На момент подачи заявления об улучшении жилищных условий путём строительства жилого дома членами семьи Зайнуллиной Я.С. являлись: муж Зайнуллин А.В. и сын З. На основании представленных документов между Министерством сельского хозяйства Красноярского края (после переименования Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края), Зайнуллиной Я.С. и ОАО "Птицефабрика Бархатовская" заключён трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жильём молодой семьи. Во исполнение трёхстороннего договора получено свидетельство о предоставлении социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ N-м на сумму 1 559 476 рублей 80 копеек, указанная социальная выплата перечислена Зайнуллиной Я.С. платежами от 29 апреля 2016 г. и от 6 мая 2016 г. Пунктом 2.5.1 трёхстороннего договора, в соответствии с пунктом 30 Типового положения и пунктом 4.2.18 раздела 4 Приложения N 12 к Программе, установлено обязательство участника программы оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи в течение трёх лет с момента получения социальной выплаты. Однако, в установленный срок, а именно после 22 марта 2019 г, Зайнуллина Я.С. не представила министерству документ, подтверждающий регистрацию права собственности всех членов семьи на жилой дом, то есть не исполнила условие предоставления социальной выплаты. О том, что данное обстоятельство является нарушением условия предоставления социальной выплаты и влечёт требование о её возврате, Зайнуллина Я.С. была проинформирована посредством направления соответствующего уведомления, полученного 30 сентября 2019 г. До настоящего времени денежные средства Зайнуллиной Я.С. не возвращены.
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края просило взыскать с Зайнуллиной Я.С. социальную выплату в размере 1 559 476 рублей 80 копеек, из которых: 488 636 рублей 06 копеек - средства федерального бюджета, 1 070 840 рублей 74 копейки - средства краевого бюджета.
Заочным решением Березовского районного суда Красноярского края от 7 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2021 г, исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к Зайнуллиной Я.С. о взыскании денежных средств удовлетворены.
С Зайнуллиной Я.С. в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края взыскана предоставленная социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в сумме 1 559 476 рублей 80 копеек, из которых: в доход федерального бюджета Российской Федерации 488 636 рублей 06 копеек, в доход краевого бюджета Красноярского края 1 070 840 рублей 74 копейки.
С Зайнуллиной Я.С. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета Березовского района Красноярского края в размере 15 997 рублей 38 копеек.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зайнуллина Я.С. просит отменить заочное решение Березовского районного суда Красноярского края от 7 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 19 августа 2014 г. Зайнуллина Я.С. обратилась в администрацию Березовского района Красноярского края с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство жилого дома в д. Челноково Березовского района, в соответствии с подпрограммой "Устойчивое развитие сельских территорий" на 2014-2020 годы государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 506-п.
На основании заявления Зайнуллина Я.С. была включена в долгосрочную целевую программу и ей было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 22 марта 2016 г. N-м. Зайнуллина Я.С. получила социальную выплату в общей сумме 1 559 476 рублей 80 копеек на строительство жилого дома в сельской местности, в том числе: за счёт средств федерального бюджета в размере 488 636 рублей 06 копеек, за счёт средств бюджета Красноярского края в размере 1 070 840 рублей 74 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Красноярского края, Зайнуллинной Я.С. и ОАО "Птицефабрика Бархатовская" заключён трехсторонний договор об обеспечении жильём молодой семьи.
В соответствии с подпунктом 2.5.1 трёхстороннего договора участник программы обязуется осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, не позднее чем в течение трёх лет с даты предоставления социальной выплаты и предоставить в Министерство свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты.
В соответствии с подпунктом 2.5.1 трёхстороннего договора участник программы обязуется работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня предоставления ему социальной выплаты.
Участник программы обязан произвести возврат средств в размере предоставленной социальной выплаты при нарушении обязательств указанных в подпунктах 2.5.1 и 2.5.2, а также при получении от Министерства письменного уведомления об исключении из сводного списка.
Как следует из материалов дела, членами семьи Зайнуллиной Я.С. на момент представления социальной выплаты на строительство жилья являлись: супруг Зайнуллин А.В. и сын З.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 января 2020 г. за Зайнуллиной Я.С, Зайнуллиным А.В. и З. зарегистрировано право собственности (по 1/3 доли за каждым) на объект незавершенного строительства, расположенного по адресу: "адрес", степень готовности объекта - 60%.
11 сентября 2019 г. в адрес Зайнуллиной Я.С. Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края направлено письмо, в котором Министерство напоминает об обязанности осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, но не позднее, чем в течение трёх лет с даты предоставления социальной выплаты, то есть до 22 марта 2019 г, и в течение 30 дней с даты получения настоящего уведомления предоставить в министерство выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающую регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, в равных долях на всех членов семьи, на которых предоставлялась социальная выплата, либо вернуть в доход бюджета средства социальной выплаты в размере 1 559 476 руб. 80 коп.
Данное уведомление получено Зайнуллиной Я.С. 30 сентября 2019 г.
Удовлетворяя исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Пунктом 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (ред. от 16 января 2015 г.) "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и пунктом 4.2.18 раздела 4 Приложения N 12 "Устойчивое развитие сельских территорий" к Программе Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 506-п (ред. от 1 марта 2016 г.), исходил из того, что Зайнуллиной Я.С. нарушены условия трёхстороннего договора об обеспечении жильём молодой семьи с предоставлением государственной поддержки в виде социальной выплаты на его строительство, доказательств, подтверждающих регистрацию права собственности всех членов семьи на жилой дом в течение трёх лет с даты предоставления социальной выплаты, т.е. расходования предоставленных денежных средств по целевому назначению, не представлено.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (утратившая силу с 1 января 2018 г.) (далее - Программа).
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 3 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 17) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов (далее - региональные программы), предусматривающих: а) предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
В соответствии с пунктами 2, 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 17) социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" пункта 4).
Расчёт социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, исходя из содержания пункта 13 Типового положения, производится с учётом количества членов семьи получателя социальной выплаты.
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (пункт 30 Типового положения).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам регламентирован разделом III Типового положения (пункты 33 - 47).
Положения федеральной целевой программы подлежали учёту органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598).
Постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 506-п утверждена государственная программа Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 раздела 4 Приложения N 12 "Устойчивое развитие сельских территорий" к Программе Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 506-п (ред. от 1 марта 2016 г.) механизм реализации подпрограммы, направленный на создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности с целью укрепления кадрового потенциала сельских территорий и активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе, предусматривает улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы, включают в себя:
а) предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности;
б) предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там;
в) предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения;
г) предоставление субсидий организациям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на строительство жилья в сельской местности, предоставляемого по договорам найма жилого помещения гражданам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в том числе путём предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, при соблюдении условий, предусмотренных статьёй 27.2 Закона края от 21 февраля 2006 г. N 17-4487 (пункт 4.2.8).
В соответствии с пунктом 4.2.18 жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в равных долях.
Регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальных выплат, участник подпрограммы обязан осуществить не позднее чем в течение 14 месяцев (при приобретении жилья) и не позднее чем в течение трёх лет (при строительстве жилья) с даты предоставления социальной выплаты. В случае несоблюдения указанного срока министерство сельского хозяйства вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Удовлетворяя требования истца о взыскании с Зайнуллиной Я.С. предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья в сельской местности со ссылкой на пункт 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (ред. от 16 января 2015 г.) "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и пункт 4.2.18 раздела 4 Приложения N 12 "Устойчивое развитие сельских территорий" к Программе Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 506-п (ред. от 1 марта 2016 г.), устанавливающие обязательство участника программы оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в равных долях не позднее чем в течение трёх лет (при строительстве жилья) с даты предоставления социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что Зайнуллина Я.С. нарушила установленный срок оформления жилого дома в общую долевую собственность всех членов семьи.
Постановлением от 14 января 2020 г. N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности абзацев первого и четвёртого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598).
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, будучи воспроизведены в нормативных актах субъекта Российской Федерации, служат основанием для решения судом вопроса о взыскании по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с гражданина - получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в связи с тем, что право собственности граждан на жилое помещение не зарегистрировано в срок, установленный нормативным актом субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренные положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования они предполагают, что решение суда по такому иску должно приниматься на основе установления и исследования всех имеющих значение для разрешения дела обстоятельств, в том числе причин пропуска установленного срока, разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты, соблюдения им условий её использования, предусмотренных нормативными актами и договором о её предоставлении.
Вместе с тем, при разрешении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций формально подошли к разрешению спора, в нарушение положений статей 67, 71, 195 ГПК РФ не учли всей совокупности обстоятельств, связанных с причинами пропуска установленного срока регистрации права собственности на жилой дом, разумности и осмотрительности Зайнуллиной Я.С, соблюдения ею условий использования социальной выплаты, предусмотренных нормативными актами и договором о её предоставлении.
Так, в апелляционной жалобе Зайнуллина Я.С. указывала на то, что средства социальной выплаты были перечислены банком непосредственно подрядчику, после чего началось строительство дома, Зайнуллина Я.С. продолжает работать в сельской местности, достраивает своими силами жилой дом, проживает в пристройке к данному дому, иного жилья не имеет. В качестве причин невозможности осуществить строительство дома в полном объёме в установленный срок ссылалась на семейные обстоятельства, а именно распад семьи, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, повышение цен на строительные материалы. Зайнуллина Я.С. указывала на то, что предпринимает все меры для завершения строительства дома, однако по независящим от неё обстоятельствам строительство не завершено.
Однако данные доводы оставлены судом апелляционной инстанции без внимания и правой оценки.
Указывая на то, что ответчик не представила доказательств в подтверждение своих доводов, суд апелляционной инстанции не учёл, что согласно части второй статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
В силу указанных положений процессуального закона на суд возлагается обязанность определения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, установления того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания, а также оказания содействия лицам, участвующим в деле, в собирании и истребовании доказательств.
С учётом исковых требований Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права по данному делу, суду необходимо было определить и установить следующие юридически значимые обстоятельства: какова причина отсутствия регистрации права собственности на жилой дом по истечении срока, установленного трёхсторонним договором, связано ли отсутствие записи о регистрации права собственности по истечении установленного трёхсторонним договором срока с отказом Зайнуллиной Я.С. от использования социальной выплаты по её назначению, какие меры предпринял ответчик для строительства жилого дома и регистрации права собственности на него в установленный срок, являлся ли достаточным установленный срок для строительства Зайнуйллиной Я.С. жилого дома исходя из выбранного ею способа реализации потребности в жилье.
В силу положений статей 67, 71 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводу суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьёй 2 названного Кодекса.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям заочное решение суда и апелляционное определение не отвечают.
Ввиду изложенного заочное решение Березовского районного суда Красноярского края от 7 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
заочное решение Березовского районного суда Красноярского края от 7 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Березовский районный суд Красноярского края.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.