Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1722/2021, УИД 38RS0023-01-2020-002678-48 по исковому заявлению Васиненко Ларисы Николаевны, Васиненко Юрия Алексеевича, Ланина Юрия Сергеевича к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, об установлении факта утраты жилого помещения в результате наводнения, признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе Васиненко Ларисы Николаевны, Васиненко Юрия Алексеевича, Ланина Юрия Сергеевича на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения представителя Васиненко Ларисы Николаевны - Аксаментова М.В, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуева Е.А, действующего на основании доверенности, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда г. Иркутска, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васиненко Лариса Николаевна, Васиненко Юрий Алексеевич, Ланин Юрий Сергеевич обратились в суд с иском к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по городу Тулуну и Тулунскому району"), просили признать решение N от 5 августа 2020 г. незаконным, установить факт утраты жилого дома в результате чрезвычайной ситуации, признать за ними право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556.
В обоснование исковых требований Васиненко Л.Н, Васиненко Ю.А, Ланин Ю.С. указали, что Васиненко Л.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". В указанном жилом доме совместно с Васиненко Л.Н. постоянно проживают как члены её семьи Васиненко Ю.А. (сын) и Ланин Ю.С. (сожитель).
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года, указанный жилой дом получил повреждения. Васиненко Л.Н. выдано свидетельство на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения.
Зимой состояние объекта недвижимости значительно ухудшилось. Жилой дом признан непригодным для проживания. Однако решением N от 5 августа 2020 г. в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп отказано.
Истцы считают данный отказ незаконным. Указывают, что жилое помещение стало аварийным и непригодным для проживания именно в результате воздействия паводка, что подтверждается техническим отчетом ООО "Лаборатория цифровых технологий проектирования".
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Васиненко Л.Н, Васиненко Ю.А, Ланин Ю.С. просят отменить решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Васиненко Л.Н. является собственником жилого дома по адресу: "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования жилой дом включён в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
По результатам обследования указанного жилого дома, зафиксированным в акте N от 1 октября 2019 г, межведомственной комиссией дано заключение N от 1 октября 2019 г. о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения. Васиненко Л.Н. с актом и заключением была согласна.
По заявлению собственника Васиненко Л.Н. выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения N-с от 13 декабря 2019 г.
Денежные средства в размере 97 800 руб. на ремонт жилого помещения перечислены и получены Васиненко Л.Н.
22 июля 2020 г. Васиненко Л.Н. обратилась в ОГКУ "УСЗН по городу Тулуну и Тулунскому району" с заявлением о выдаче ей свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, указывая, что совместно с ней в жилом помещении проживает Васиненко Ю.А, сын. В качестве члена своей семьи Васиненко Л.Н. своего сожителя Ланина Ю.С. не указала.
Согласно ответу главы администрации Аршанского сельского поселения N от 24 июля 2020 г. жилой дом в сложившейся ситуации утрачен не в результате чрезвычайной ситуации.
Не оспоренным в установленном законом порядке заключением межведомственной комиссии N от 10 июля 2020 г, данным по результатам осмотра жилого помещения, зафиксированным в акте, установлено, что основные дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом и затоплением территории, на которой расположен объект. Капитальный ремонт с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома нецелесообразен.
Распоряжением N от 20 июля 2020 г. спорное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Уведомлением N от 5 августа 2020 г. Васиненко Л.Н. сообщено об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку жилое помещение утрачено не в результате чрезвычайной ситуации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установление факта утраты жилого дома в результате чрезвычайной ситуации является исключительной компетенцией межведомственной комиссии, Васиненко Л.Н. ранее воспользовалась предусмотренной законом мерой социальной поддержки в виде предоставления выплаты на проведение капитального ремонта, при этом предоставление одновременно двух выплат не предусмотрено.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что оснований для выдачи Васиненко Л.Н. свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения не имелось, так как спорное жилое помещение утрачено не в результате чрезвычайной ситуации, а в связи с его физическим износом.
Также суд первой инстанции исходил из того, что Васиненко Ю.А. и Ланин Ю.С. в установленном порядке не обращались с заявлением в учреждение соцзащиты о предоставлении им мер социальной поддержки или через уполномоченного представителя, вопрос о предоставлении им таких мер не решался, в связи с чем их права нарушены быть не могли.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктами 10, 11, 16 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, в целях выдачи которого граждане обращаются с заявлением по установленной форме в уполномоченный исполнительным органом государственной власти Иркутской области с приложением соответствующих документов, после получения которых учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения, в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определённой решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", о признании жилого помещения утраченным; о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Пунктом 17 Положения предусмотрено, что после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
В случае совместного обращения граждан, являющихся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение, или их представителя с заявлением о выдаче свидетельства решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимается в отношении каждого гражданина, являющегося участником общей собственности на утраченное жилое помещение.
В силу пункта 18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются:
1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;
2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;
4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, и следует из материалов дела постановлением администрации Аршанского муниципального образования от 29 июня 2019 г. N 30-пг "Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации" жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведёнными нормами материального права, установив, что заключением межведомственной комиссией N от 1 октября 2019 г. N спорный жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту в связи с чем Васиненко Л.Н. было оформлено и выдано свидетельство N-с от 13 декабря 2019 г. на капитальный ремонт спорного жилого помещения и предоставлена социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в акте обследования N от 10 июля 2020 г, послужившим основанием для принятия межведомственной комиссии заключения о непригодности для проживания указанного жилого дома, в качестве основных дефектов и повреждений здания указано на естественный износ жилого дома, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих, что спорный жилой дом стал непригодным для проживания в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, в связи с чем обоснованно не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суды нижестоящих инстанций учли, что Васиненко Л.Н, получив единовременную социальную выплату на проведение капитального ремонта жилого дома, имея средства для принятия мер, направленных на восстановление своего жилья, такие меры своевременно не принимала, при том, что имела возможность восстановить жилое помещение путём проведения капитального ремонта. При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что последующее изменение состояния неотремонтированного жилого помещения до такого, при котором его восстановление невозможно, не влечёт предоставление другой меры социальной поддержки для истца и не означает безусловно, что утрата объекта произошла вследствие воздействия паводка.
Также суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу, что установление факта утраты жилого дома в результате чрезвычайной ситуации является исключительной компетенцией межведомственной комиссии, вместе с тем такое заключение межведомственная комиссия не сделала. Признавая жилой дом непригодным для проживания, межведомственная комиссия указала на естественный износ дома и нахождение в зоне затопления, однако выводов о том, что жилой дом стал непригодным для проживания именно вследствие затопления, ни в акте обследования жилого дома, ни в самом заключении межведомственной комиссии, не содержится.
Установив, что Васиненко Ю.А. и Ланин Ю.С. в установленном Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утверждённым постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 557-пп, не обращались в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утверждённый нормативным правовым актом указанного министерства по месту жительства в целях получения свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемым отказом их права на получение мер социальной поддержки не нарушены.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего трудового законодательства, и не вызывают сомнений в законности.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов.
Доводы, приведённые истцами в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельства, на которые ссылаются лица, подавшие кассационную жалобу, сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделён в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Васиненко Ларисы Николаевны, Васиненко Юрия Алексеевича, Ланина Юрия Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.