Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Жуленко Н.Л, Уфимцевой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело N 04RS0021-01-2020-005902-62 по иску Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Правительству Республики Бурятия, Администрации муниципального образования "город Улан-Удэ", обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" об обязании принять меры по организации деятельности и ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления
по кассационной жалобе Администрации города Улан-Удэ на решение Советского районного суда города Улан-Удэ от 1 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к Правительству Республики Бурятия, Администрации муниципального образования "город Улан-Удэ", обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее ООО "ЭкоАльянс") об обязании принять меры по организации деятельности и ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления.
Требования мотивировало тем, что на земельном участке хаотичным образом складированы твердые коммунальные и строительные отходы. Земельный участок представляет собой карьер (котлован) площадью около 41 500 кв.м, в котором какие-либо работы по обслуживанию свалки не обнаружены.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Бурятия по представленным координатам точек на местности проведен пересчет географических координат точек со сведениями ЕГРН и установлено: точки "данные изъяты" расположены в границах кадастрового квартала N, при этом сведения о сформированных земельных участках отсутствуют. Точки "данные изъяты" расположены в границах земельного участка с кадастровым N, находящегося в собственности Республики Бурятия.
Площадь загрязненной территории составляет 1474 кв.м. Филиалом "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" представлены экспертные заключения, согласно которым на рассматриваемых земельных участках размещены производственные и бытовые отходы, относящиеся к 4 и 5 классам опасности, а именно: отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы коры, опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные, отходы при сжигании твердого и жидкого топлива.
Захламление земель твердыми коммунальными отходами, отходами производства и потребления способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.
Истец просил обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала "данные изъяты", с кадастровым "данные изъяты" на площади 1474 кв.м, обязать Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с земельного участка с кадастровым "данные изъяты" на площади 556, 04 кв.м, обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N, с кадастровым N на площади 1474 кв.м, обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с земельного участка в кадастровом квартале N на площади 917, 87 кв.м, обязать ООО "ЭкоАльянс" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N, а также с земельного участка с кадастровым N на площади 1474 кв.м.
Решением Советского районного суда города Улан-Удэ от 1 марта 2021 г. исковые требования Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворены частично.
Суд обязал Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N, с кадастровым N на площади 1474 кв.м, с приведенными координатами.
Обязал Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с земельного участка с кадастровым N на площади 556, 04 кв.м. с приведенными координатами.
Обязал Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N, с кадастровым N на площади 1474 кв.м, с приведенными координатами.
Обязал Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со днявступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защитеземель от загрязнения отходами производства и потребления, переместитьотходы производства и потребления в санкционированные местаразмещения отходов с земельного участка в кадастровом N на площади 917, 87 кв.м, с приведенными координатами.
В удовлетворении исковых требований Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ООО "ЭкоАльянс" отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 мая 2021 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация города Улан-Удэ ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норма материального и процессуального права.
Забайкальским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ООО "ЭкоАльянс" представлены возражения на кассационную жалобу.
Представитель Администрации города Улан-Удэ - Ардонова А.В, действующая на основании доверенности, поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Правительства Республики Бурятия - Романова О.С, представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия - Симонова О.А, действующие на основании доверенностей, просили отменить обжалуемые судебные акты.
Представитель ООО "ЭкоАльянс" - Васильева М.П, действующая на основании доверенности, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 6 августа 2020 г. в результате планового осмотра на территории земельного участка, расположенного по "адрес", выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов площадью 1 474 кв.м.
Обследование территории проведено по сообщению Уполномоченного по правам человека в Республике Бурятия по обращению председателя ТОС "Эрдэни" Советского района г. Улан-Удэ от лица жителей улиц "адрес" по факту образования крупной несанкционированной свалки отходов и потребления вблизи Промышленного парка.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Бурятия от 11 августа 2020 г. по представленным координатам точек на местности проведен пересчет географических координат точек со сведениями ЕГРН и установлено: точки "данные изъяты" расположены в границах кадастрового квартала N, при этом сведения о сформированных земельных участках отсутствуют. Земельный участок не поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем, точки "данные изъяты" расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности Республики Бурятия.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, посчитав надлежащими ответчиками Администрацию г. Улан-Удэ, осуществляющую полномочия собственника по нераспределенным земельным участком в кадастровом квартале N и Правительство Республики Бурятия, являющееся правообладателем земельного участка с кадастровым N, которые обязаны провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами и производства и потребления, переместить отходы производства и потребления с земельного участка.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Администрации города Улан-Удэ о том, что установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно которому они не наделены полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, такая обязанность возложена на регионального оператора, который свои обязательства исполняет ненадлежащим образом, отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
На основании ст. 8 Закон Республики Бурятия от 9 марта 2010 г. N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
В ходе рассмотрения дела было установлено наличие несанкционированной свалки на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования г. Улан-Удэ. При этом Администрация г. Улан-Удэ распоряжается указанными земельными участками, что следует из положений ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, выводы судов о том, что Администрация г. Улан-Удэ является надлежащим ответчиком по делу, обоснованы.
Ссылка в кассационной жалобе на неисполнимость решения суда в связи с удовлетворением одного и того же требования без разграничения ответственности и к Администрации г. Улан-Удэ, и к Правительству Республики Бурятия, а также в связи с не указанием объема свалки, подлежащего ликвидации, является несостоятельной, поскольку место расположение свалки, которую необходимо ликвидировать, приведено в решении суда, каких-либо противоречий решение суда не содержит. Возникшие вопросы могут быть разрешены в рамках исполнения решения.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судом первой и апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Улан-Удэ от 1 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Улан-Удэ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.