Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника акционерной компании "Алроса" Донской В.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - старшего государственного лесного инспектора Кычкина И.И. N 11 от 18 января 2021 года, решение судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2021 года в отношении акционерной компании "Алроса" (далее - АК "Алроса") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министрества экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - старшего государственного лесного инспектора Кычкина И.И. N 11 от 18 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2021 года, юридическое лицо - АК "Алроса" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник АК "Алроса" Донская В.И. просит постановление должностного лица административного органа и решения судей отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, действовали обязательные для всех Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417.
В соответствии с пунктом 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно пункту 9.1 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
При проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (пункт 16 Правил).
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (пункт 34 Правил).
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35 Правил).
В актуальной редакции Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614, изложенные выше требования сохранены.
Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 5 июня 2020 года N 203-РГ на территории Республики Саха (Якутия) в связи с установлением сухой, жаркой и ветреной погоды, в целях недопущения массового возникновения лесных пожаров и в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьей 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2008 года 607-З N 105-IV "О пожарной безопасности в Республике Саха (Якутия)" с 5 по 30 июня 2020 года установлен особый противопожарный режим.
Как следует из материалов дела, при проведении 18 июня 2020 года в период времени с 10 часов 40 минут по 11 часов 55 минут патрульно-рейдового мероприятия лесным инспектором государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинское лесничество" при осмотре лесного участка на землях лесного фонда в квартале N 30 выделы 15, 23, 16 Мирнинского участкового лесничества обнаружено, что территория леса в охранной полосе трубопровода не свободна от древесного мусора и иных горючих материалов, при эксплуатации трубопровода не обеспечена уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов, не обеспечено обустройство противопожарной минерализованной полосы шириной 0, 5 метра от границ леса или иным противопожарным барьером; нарушены правила санитарной безопасности в лесах, выразившиеся в том, что очистка мест рубок не была произведена, порубочные остатки сдвинуты к краю леса (стене леса).
Факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима подтвержден совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении от 18 августа 2020 года N 25/20; актом осмотра от 4 июля 2020 года и приложенной к нему фототаблицей; распоряжением о проведении планового осмотра от 17 июня 2020 года, заданием на проведение осмотра от 17 июня 2020 года, патрульной путевкой, отчетом от 19 июня 2020 года, актом осмотра от 18 июня 2020 года, схемой осмотра лесного участка, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях АК "Алроса" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По аргументированным должным образом выводам судей у АК "Алроса" имелась возможность соблюдать установленные правила пожарной безопасности в лесах, но допустив бездействие, АК "Алроса" не приняла всех зависящих мер по их соблюдению.
Выводы должностного лица и судей районного и Верховного судов о виновности АК "Алроса" в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы жалобы со ссылкой на положения статьи 28.7 КоАП РФ о том, что при проведении осмотра территории лесного участка были нарушены права юридического лица, не присутствовавшего в ходе осмотра, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела не следует, что по делу об административном правонарушении производился осмотр как мера обеспечения.
Согласно акту N 32/2/20 от 4 июля 2020 года территория земель в Мирнинском участковом лесничестве, квартал 30, выделы 13, 15 была осмотрена в ходе планового рейдового осмотра, обследования территории, проведенного на основании распоряжения от 17 июля 2020 года N 24/20 и задания от 17 июня 2020 года N 24/20.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор), как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, может осуществляться в том числе посредством проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
К таким мероприятиям относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации (часть 1 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
По смыслу приведенных положений плановые рейдовые осмотры проводятся в отношении объектов охраны (природных территорий, лесных участков, акваторий водоемов и прочее), а не в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя, что само по себе исключает возможность уведомления указанных лиц о проведении такого рода контрольного мероприятия.
То обстоятельство, что в ходе производства по делу не было разрешено ходатайство, изложенное в возражениях на рассмотрение дела об административном правонарушении от 26 августа 2020 года (л.д 21-22), о совместном обследовании участков, на которых выявлены нарушения лесного законодательства, не дает оснований для вывода о том, что в ходе производства по делу допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли невыполнение требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.1 названного Кодекса. Представленные в материалы дела защитником возражения от 26 августа 2020 года были поданы руководителю Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Иванову В.А, а процессуальное решение, законность которого проверяется по настоящему делу, принималось иным должностным лицом - старшим государственным лесным инспектором Кычкиным И.И. 18 января 2021 года после отмены судом ранее вынесенного по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ постановления N 105 от 26 августа 2020 года. Сведений о том, что защитником АК "Алроса" при рассмотрении дела 18 января 2021 года заявлялось аналогичное ходатайство, в деле не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Постановление о привлечении АК "Алроса" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АК "Алроса" в пределах, установленных санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министрества экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - старшего государственного лесного инспектора Кычкина И.И. N11 от 18 января 2021 года, решение судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2021 года в отношении акционерной компании "Алроса" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника АК "Алроса" Донской В.И. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.