Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Марченко С.Ю. в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на вступившее в законную силу постановление судьи Спасского районного суда Приморского края от 13 октября 2020 года в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Спасского районного суда Приморского края от 13 октября 2020 года юридическое лицо - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Марченко С.Ю. в защиту ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" на территории Приморского края введен режим повышенной готовности.
В соответствии с положениями подпункта "б" пункта 6. статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", далее - Закон N 52-ФЗ)
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу пунктов 1, 2 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ, пункт 1.2 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 года N 58 и действующих на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, далее - СП 3.5.3.3223-14).
В силу пункта 2.3 указанных санитарных правил на объектах и на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, юридическими и физическими лицами должны проводиться систематические или экстренные дератизационные мероприятия.
Жилые здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития, медицинские организации положениями указанного пункта СП 3.5.3.3223-14 отнесены к объектам, имеющим особое эпидемиологическое значение.
Согласно пунктам 3.7, 3.8 СП 3.5.3.3223-14 профилактические мероприятия по защите объекта от грызунов подразделяются на инженерно-технические, санитарно-гигиенические и агролесотехнические; инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1378-03 "Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 7 июня 2003 года и действующими на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1). Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (пункт 3.9.1).
Актуальные требования о дезинсекции и дератизации аналогично изложены в СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4.
Как установлено по делу, 16 июня 2020 года при проведении проверки законодательства в сфере ЖКХ и санитарно-эпидемиологического благополучия населения 32 военной прокуратурой гарнизона совместно со специалистом - врачом по общей гигиене ОГСЭН ГП МО РФ выявлено, что в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России при организации управления территории филиала N ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны Российской Федерации, расположенного по адресу: улица Краснознаменная, дом 15, город Спасск-Дальний Приморского края, в 2019 году и за истекший период 2020 года дезинсекционные и дератизационные работы на объектах филиала N 3 ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны Российской Федерации не проводились. Документы, подтверждающие проведение дезинсекционных и дератизационных работ на территории филиала N ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны Российской Федерации, не предоставлены. Непосредственное содержание объектов недвижимого имущества филиала N 3 ФГКУ "439 Военный госпиталь" Минобороны Российской Федерации осуществляется должностными лицами производственного участка N 5/1 жилищно-коммунальной службы N 5 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу.
Нарушение подлежащих обязательному исполнению действующих санитарных правил и гигиенических нормативов со стороны ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в уставные задачи которого входит осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава), в период действия на территории Приморского края режима повышенной готовности, введенного в связи с возникновением угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новой коронавирусной инфекции COVID-2019), повлекло обоснованное привлечение юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения установленного правонарушения, и вина государственного учреждения подтверждены представленными в дело доказательствами, перечень которых полно приведен в судебных актах в соответствии с материалами дела.
Все исследованные доказательства получили оценку судей обеих инстанций на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее действующие санитарные правила, что свидетельствует о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, были предметом проверки судьи нижестоящей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в постановлении о назначении наказания, и не ставят под сомнение их законность.
Характер рассматриваемых правоотношений, сфера нарушенного законодательства не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным.
Особая значимость охраняемых отношений, обусловленная фактом выявления нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм в медицинском лечебном учреждении в период угрозы распространения опасного для окружающих заболевания, действия режима повышенной готовности не позволяет согласиться с утверждением жалобы заявителя о том, что в данном случае имелось формальное нарушение закона.
Дело разрешено с соблюдением правил подсудности, по месту совершения административного правонарушения, которое определено местом нахождения филиала юридического лица, в деятельности которого по результатам проверки были выявлены соответствующие нарушения, что согласуется с правовой позицией, отраженной в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 6.3 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.4, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену постановления судьи не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Спасского районного суда Приморского края от 13 октября 2020 года в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Марченко С.Ю. в защиту ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.