Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Восканяна Мгера Жораевича на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 17 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Восканяна Мгера Жораевича к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, управлению экономического развития имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, главе Петропавловск-Камчатского городского округа о признании решения, оформленного письмом от 07 октября 2019 года за N 01-01-01/1773/19, незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения Восканяна М.Ж, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Восканян М.Ж. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и просил признать незаконными: решение управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года N 01-06-01/2873/19; решение главы Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленное письмом от 07 октября 2019 года за N 01-01-01/1773/19, принятое по жалобе на решение управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года; обязать управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа передать заявление Восканяна М.Ж. от 19 июня 2017 года на рассмотрение в Комиссию по размещению нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Определением суда от 30 января 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, в качестве заинтересованного лица - глава Петропавловск-Камчатского городского округа.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края 17 февраля 2020 года принят отказ Восканяна М.Ж. от иска и прекращено производство по делу в части требований о признании незаконным решения управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска Восканяна М.Ж. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 09 июля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 июля 2020 года изменён статус главы Петропавловск-Камчатского городского округа, и он привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.
В судебном заседании 25 августа 2020 года Восканян М.Ж. уточнил исковые требования и просил признать незаконным решение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленное письмом от 07 октября 2019 года за N 01-01-01/1773/19; возложить на главу Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность повторно рассмотреть его заявление от 10 сентября 2019 года за N 04-02-01-00/11755/19.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 17 декабря 2020 года, в удовлетворении уточнённого административного искового заявления Восканяна М.Ж. отказано.
02 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Восканяна М.Ж, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 17 июня 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, кассатор указал, что направив его заявление от 19 июня 2017 года в Комиссию, тем самым было признано незаконным решение управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года N 01-06-01/2873/19 об отказе в направлении в Комиссию документов, необходимых для рассмотрения вопроса о согласовании (отказ в согласовании) изменений и дополнений, вносимых в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом главы от 07 октября 2019 года за N 01-01-01/1773/19.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года кассационная жалоба Восканяна М.Ж. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Восканяна М.Ж, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 июня 2017 года Восканян М.Ж. обратился в управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением, в котором просил направить в Комиссию по размещению нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа документы для внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, предусматривающих установку торгового павильона в районе дома N 7 по улице Победы в городе Петропавловске-Камчатском.
Решением управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, изложенным в письме от 15 июля 2019 года за N 01-06-01/2873/19, отказано Восканяну М.Ж. в направлении в Комиссию документов, необходимых для рассмотрения вопроса о согласовании (отказе в согласовании) изменений и дополнений, вносимых в схему, со ссылкой на то, что статус заинтересованного лица не соответствует положениям подпункта 5.1.2. Порядка работы Комиссии, так как Восканян М.Ж. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а также в связи с тем, что в заявлении в нарушение требований пункта 5.2.4. Порядка работы Комиссии, не указана привязка к объектам капитального строительства.
Восканян М.Ж. подал в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа жалобу на решение управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года, в ответ на которую письмом от 28 августа 2019 года заместитель главы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 дала разъяснения об обоснованиях отказа направления в Комиссию по размещению нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа представленных заявителем документов.
04 сентября 2019 года Восканян М.Ж. обратился в прокуратуру Камчатского края с жалобой на решение управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года, которое для рассмотрения переадресовано главе Петропавловск-Камчатского городского округа.
10 сентября 2019 года Восканян М.Ж. обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о несогласии с ответом заместителя главы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 о правомерности решения управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года.
Письмом главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 07 октября 2019 года Восканяну М.Ж. дано разъяснение о порядке внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и органах, уполномоченных принимать соответствующие решения, а также приведены сведения о том, что вопрос о несогласии с решением Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года проверен заместителем главы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 с направлением 28 августа 2019 года заявителю ответа о необоснованности его обращения.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданами данного права регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 1). Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3).
Частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", установили, что оспариваемым письмом главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 07 октября 2019 года, на поступившую из прокуратуры Камчатского края жалобу Восканян М.Ж. на решение управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года, дано разъяснение о порядке внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и органах, уполномоченных принимать такие решения, также указано, что обоснованность решения управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июля 2019 года проверена заместителем главы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 с направлением заявителю ответа, и пришли к обоснованному выводу, что обращение Восканяна М.Ж. рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом органа местного самоуправления (главой Петропавловск-Камчатского городского округа) с направлением заявителю в установленный законом срок мотивированного ответа, содержащего сведения по существу поставленных вопросов.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Восканяна М.Ж. не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Восканяна М.Ж. в судах первой и апелляционной инстанции, и его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 17 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Восканяна Мгера Жораевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.