Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 18 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Иванова Владимира Юрьевича к призывной комиссии города Магадана, ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области", заинтересованные лица: председатель призывной комиссии города Магадана Казетов Юрий Михайлович, заместитель председателя призывной комиссии города Магадана Гилёв Александр Иванович, члены комиссии: Нутаймина Светлана Алексеевна, Смирнова Наталья Евгеньевна, Салимов Адалет Магамед оглы, Вожжова Татьяна Александровна, Тетерина Нина Владимировна о признании решения призывной комиссии города Магадана, изложенного в протоколе N4/1 от 19 ноября 2020 года, незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов В.Ю. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным решение призывной комиссии города Магадана, изложенное в протоколе N4/1 от 19 ноября 2020 года, согласно которому Иванов В.Ю. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложить на административного ответчика обязанность выдать военный билет.
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от 20 января 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: председатель призывной комиссии города Магадана Казетов Ю.М, заместитель председателя призывной комиссии города Магадана Гилёв А.И, члены комиссии: Нутаймина С.А, Смирнова Н.Е, Салимов А.М.оглы, Вожжова Т.А, Тетерина Н.В.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 18 мая 2021 года, административное исковое заявление Ивановна В.Ю. удовлетворено частично: решение призывной комиссии города Магадана, изложенное в протоколе N 4/1 от 19 ноября 2020 года о признании Иванова В.Ю. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признано незаконным, и на призывную комиссию города Магадана возложена обязанность принять решение в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. Взысканы расходы по уплате государственной пошлины.
02 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области", поданная через Магаданский городской суд Магаданской области 22 июня 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных постановлений, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований или прекращении производства по административному делу.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, судом первой инстанции не применена часть 2 статьи 64 КАС РФ, и не принято во внимание решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 декабря 2015 года по административному делу N2а-5442/2015 по административному иску Иванова В.Ю. к призывной комиссии отдела Военного комиссариата Магаданской области по городу Магадана и ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" об оспаривании решения призывной комиссии от 04 июня 2015 года, которым установлено, что Иванов В.Ю. уклонялся от прохождения военной службы. Суд апелляционной инстанции не согласился с таким выводом суда первой инстанции, и пришёл к выводу о незаконности оспариваемого решения призывной комиссии от 19 ноября 2020 года по причине невозможности повторного рассмотрения вопроса о зачислении гражданина в запас, но оставил без изменения решение суда первой инстанции в части возложения на призывную комиссию города Магадана обязанности принять решение (повторное) в соответствии с действующим законодательством. Иванов В.Ю. уже с 2015 года зачислен в запас, и не является призывником.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года и от 09 августа 2021 года кассационная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции и приостановлено исполнение решения Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года, до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Иванов В.Ю. поставлен на первичный воинский учет 25 января 2005 года в отделе по городу Магадану Военного комиссариата Магаданской области.
Решением призывной комиссии города Магадана N 16 от 27 апреля 2010 года Иванов В.Ю. призывался на военную службу, которое 15 июля 2010 года отменено, в связи с отсутствием наряда на призыв граждан, имеющих снятую или погашенную судимость.
08 апреля 2014 года Иванов В.Ю. снят с воинского учёта призывников в связи с достижением возраста 27 лет, и указано, что военную службу не проходил, находился в длительном розыске.
Решением призывной комиссии отдела Военного комиссариата Магаданской области по городу Магадана от 04 июня 2015 года Иванов В.Ю. зачислен в запас на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (протокол N 4 от 04 июня 2015 года).
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 17 декабря 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 24 февраля 2016 года, отказано в удовлетворении административного иска Иванова В.Ю. об оспаривании решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата Магаданской области по городу Магадана от 04 июня 2015 года, в связи с пропуском срока давности обращения в суд, а также в связи с установлением факта уклонения Иванова В.Ю. в период с 2011 года по достижения им возраста 28 лет от прохождения службы.
19 ноября 2020 года Иванов В.Ю. обратился в Военный комиссариат города Магадана с заявлением о выдаче военного билета.
Решением призывной комиссии военного комиссариата города Магадана Магаданской области от 19 ноября 2020 года, изложенным в протоколе N 4/1, на основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ Иванов В.Ю. был вновь признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Согласно статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Основной формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23, 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (в редакции действовавшей на период спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N663 (далее - Положение).
Пунктом 34 Положения предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N663, Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Удовлетворяя административные исковые требования Иванова В.Ю. в части, суд первой инстанции указал, что гражданин может быть признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 1 января 2014 года. Учитывая, что военный призыв 2014 года Указом Президента РФ от 31 марта 2014 года N 189 установлен с 01 апреля 2015 года по 15 июля 2014 года, а Иванов В.Ю. достиг возраста 27-летнего возраста 07 апреля 2014 года, и пришёл к выводу о незаконности оспариваемого решения.
При этом, суд апелляционной инстанции установил, что решением призывной комиссии от 04 июня 2015 года Иванов В.Ю. зачислен в запас на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (протокол N 4 от 04 июня 2015 года). Данное решение призывной комиссии было обжаловано Ивановым В.Ю. в суд, вступившим в законную силу решением Магаданского городского суда Магаданской области от 17 декабря 2015 года по административному делу N2а-5442/2015 Иванову В.Ю. отказано в удовлетворении его административного иска к призывной комиссии отдела Военного комиссариата Магаданской области по городу Магадана и ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" в связи с пропуском срока давности обращения в суд, а также в связи с установлением факта уклонения Иванова В.Ю. в период с 2011 года по достижению им возраста 28 лет от прохождения службы. При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции является законным, с учётом выводов, сделанных апелляционной инстанцией в настоящем определении, а именно, что в силу части 1.1. статьи 28 Закона о воинской обязанности, пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, решение о том, что гражданин признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, может быть принято призывной комиссией при его зачислении в запас. Повторное рассмотрение вопроса о зачислении гражданина в запас, равно как и повторное рассмотрение вопроса о причинах не прохождения им военной службы, указанными нормативными актами не предусмотрено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит данный вывод суда апелляционной инстанции обоснованным. Однако, может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции о возложении обязанности на призывную комиссию города Магадана принять решение в соответствии с действующим законодательством, изложенного в резолютивной части решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
При этом, согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в резолютивной части судебного акта по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, в случае удовлетворения административного иска и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению. Суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Вместе с тем в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд первой инстанции, с позицией которого в данной части согласился суд апелляционной инстанции, неправомерно возложил на призывную комиссию города Магадана обязанность принять решение в соответствии с действующим законодательством, поскольку повторное рассмотрение вопроса о зачислении в запас гражданина, подлежавшего призыву на военную службу и не прошедшего её до достижения им возраста 27 лет, а также вопроса о причинах не прохождения им военной службы, действующим законодательством не предусмотрено, а следовательно, предметом рассмотрения вновь быть не может.
Кроме того, на заявление Иванова В.Ю. от 06 августа 2020 года о выдаче справки взамен военного билета, Военным комиссариатом города Магадана была подготовлена соответствующая справка, от получения которой Иванов В.Ю. отказался, то есть заявление Иванова В.Ю. административным ответчиком было рассмотрено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены ошибки в толковании и применении норм материального права, решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 18 мая 2021 года подлежат изменению в части исключения из резолютивной части указания на способ восстановления нарушенного права Иванова В.Ю.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 18 мая 2021 года изменить в части, исключив из резолютивной части вывод о возложении обязанности на призывную комиссию города Магадана принять решение в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.