Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Камчатский краевой родильный дом" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Камчатский краевой родильный дом" к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семеновой О.И. о признании незаконным и отмене предписания.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Камчатский краевой родильный дом" Комлевой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Камчатский краевой родильный дом" (далее - ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", учреждение здравоохранения) к Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее - ГИТ в Камчатском крае), Главному государственному инспектору труда ГИТ в Камчатском крае Семеновой О.И. о признании незаконным и отмене предписания от 25 августа 2020 года N 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7, которым на учреждение здравоохранения возлагалась обязанность произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объёме за фактически отработанное в каждом месяце время, а также обеспечить наличие локального нормативного акта, устанавливающего с учётом мнения представительного органа работников систему нормирования труда.
9 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", поданная 15 июля 2021 года через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с неправильным применением судами норм материального права и допущенными нарушениями норм процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Административные ответчики и их представители, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов организации или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу абзаца второго части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзацы второй, седьмой части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 159 Трудового кодекса Российской Федерации работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учётом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (статья 162 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (действовавшие, в том числе, в период с мая по июль 2020 года) (далее - Постановление от 2 апреля 2020 года N 415, Правила).
Согласно пункту 11 Правил локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 медицинским организациям дано разъяснение об осуществлении выплат стимулирующего характера в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415, согласно которому указанные выплаты осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учёта информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373, а также медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтверждённым диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, за фактически отработанное время, что означает, что выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, приказом ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" от 25 июня 2020 года N 98 (далее - Приказ от 25 июня 2020 года N 98) утверждены перечень подразделений, работа в которых даёт право на установление стимулирующих выплат, перечень должностей вышеуказанных работников. Согласно данному приказу осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией производится с 6 мая 2020 года по 15 августа 2020 года, с возможностью продления срока до нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки по коронавирусной инфекции (COVID-19) в Камчатском крае (пункты 1, 2 Приказа от 25 июня 2020 года N 98).
Согласно пункту 6 Приложения 4 к Приказу от 25 июня 2020 года N 98 выплаты осуществляются за фактически отработанное время. Сумма фактической выплаты исчисляется пропорционально фактически отработанным в месяц дней (часов) к установленной месячной норме с даты начала оказания медицинской помощи пациенту с подтверждённым диагнозом COVID-19.
На основании распоряжения от 10 августа 2020 года N 41/2-72-20-ПР/12-2768-И/78-7 главным государственным инспектором труда Семёновой О.И. и государственным инспектором труда Романенко И.А. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", по результатам которой 25 августа 2020 года был составлен акт N 41/2-72-20-ПР/12-2937-И/78-7, в котором отражены выявленные нарушения требований статей 22, 136, 159, 162 Трудового кодекса Российской Федерации, допущенные работодателем, в частности установлено, что стимулирующие выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтверждённым диагнозом COVID-19, в период с мая по июль 2020 года производились учреждением здравоохранения только за часы фактической работы с указанными больными, а не за фактическое время отработанное данными работниками в месяц.
Кроме того, в нарушение статей 159, 162 Трудового кодекса Российской Федерации установлено отсутствие в ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" определённой работодателем системы нормирования труда.
25 августа 2021 года ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" выдано предписание 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7, которым на основании части 6 статьи 136, абзацев второго и седьмого части 2 статьи 22, статей 159, 162 Трудового кодекса Российской Федерации на учреждение здравоохранения возложена обязанность произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объёме за фактически отработанное в каждом месяце время (согласно Постановлению от 2 апреля 2020 года N 415), с учётом ранее выплаченных сумм, в срок до 10 октября 2020 года (пункт 1); обеспечить наличие локального нормативного акта, устанавливающего с учётом мнения представительного органа работников систему нормирования труда, в срок до 25 декабря 2020 года (пункт 2).
Отказывая в удовлетворении заявленных в рамках настоящего административного дела административных исковых требований, Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, проанализировав приведённые положения Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления от 2 апреля 2020 года N 415, учитывая содержание разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, пришёл к выводу, что оплата стимулирующих выплат за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за работу в период май-июль 2020 года необоснованно произведена ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" за часы фактической работы с такими больными, а не за фактически отработанное время в месяце, как того требуют положения действующего законодательства.
Кроме того, судом первой инстанции указано на правомерность вывода ГИТ в Камчатском крае о незаконном отсутствии в учреждении здравоохранения локального нормативного акта, устанавливающего с учётом мнения представительного органа работников систему нормирования труда.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое предписание законным и обоснованным, направленным на устранение выявленных нарушений прав работников учреждение здравоохранения в сфере трудового законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что изложенная позиция нижестоящих судов является верной.
Вопреки доводам кассационной жалобы, основания полагать, что выявленные ГИТ в Камчатском крае нарушения ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" требований Трудового кодекса Российской Федерации относятся к индивидуальному трудовому спору, отсутствуют.
Указание в кассационной жалобе на то, что судом первой инстанции не были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц министерство финансов Камчатского края, министерство здравоохранения Камчатского края, а также работники учреждения здравоохранения, сведения о неверной оплате труда которых отражены в акте проверки ГИТ в Камчатском крае от 25 августа 2020 года N 41/2-72-20-ПР/12-2937-И/78-7, также не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку, исходя из предмета заявленных в рамках настоящего дела административных исковых требований, а также исходя из положений статьи 47 КАС РФ, принятое решение об отказе в удовлетворении административного иска ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" о признании незаконным и отмене предписания ГИТ в Камчатском крае не влияет на права или обязанности соответствующих органов государственной власти Камчатского края и работников учреждения здравоохранения по отношению к участвующим в административном деле сторонам.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что судами не дана оценка доводам административного истца о том, что исполнение предписания приведёт к нецелевому расходованию бюджетных средств, несостоятельны, поскольку, как уже указывалось выше, порядок выделения денежных средств на стимулирующие выплаты за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам до 1 ноября 2020 года определялся Постановлением от 2 апреля 2020 года N 415, которое предусматривало, что источником финансирования соответствующих дополнительных расходов являлись бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы воспроизводят позицию административного истца при рассмотрении административного дела в судах первой и апелляционной инстанций, эти доводы не опровергают верных выводов нижестоящих судов, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они сводятся к субъективной переоценке установленных по делу обстоятельств и неверному толкованию норм материального права, которые в силу положений частей 2 и 3 статьи 328, частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая заявленные административные исковые требования, нижестоящие суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на верной оценке исследованных судами доказательств, и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Камчатский краевой родильный дом" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.